::a:: Психоаналитик.Ру Психология — мифы и реальность

:: Не все ученики Фрейда были безусловно согласны со всеми положениями теории и техники психоанализа своего учителя. Эта статья посвящена формированию гуманистической ветви психоанализа, Эго-психологии.

 
О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
 
 
Психология:
мифы и реальность
 
 
Депрессия:
взгляд со стороны
 
 
Депрессия:
взгляд изнутри
 
 
Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
 
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
 
Эдипов комплекс: взгляд на родителей
 
 
Ключевые понятия психоанализа
 
 
Взрослым о детях
 
 
Библиотека
 


  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аффект
: Бисексуальность
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Героин (диацетилморфин)
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Извращения
: Изоляция
: Инстинкт смерти
: Интеллектуализация
: Инфантильная генитальность
: Истерия страха (фобический синдром)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Компромиссное образование
: Либидо
: Маслоу Абрахам Харальд
: Монада
: Морфин (морфий)
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Опийный мак
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психогенная (реактивная) депрессия
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Учебный психоанализ
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эндорфины (гормон счастья)

 

 
 
Можно ли научиться пить в меру?
 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Другие статьи
 
 
Полезные ссылки
 

 

:: Психоанализ с человеческим лицом:
История гуманизации психоанализа

                                             

Можно перефразировать известное высказывание Уильяма Норманда:

Если психиатрия XIX века была безмозглой, то психоанализ первой половины XX века стал бездушным.

См. предыдущую статью, в которой мы узнали о кризисе психоанализа, наступившим в первой половине XX столетия, и познакомились с историей возникновения других психотерапевтических техник, которые возникли в результате кризиса психоанализа.

Но психоанализ тоже не стоял на месте...

Шандор Ференци

Шандор Ференци
Шандор Ференци
Ученик Фрейда, венгерский невролог Шандор Ференци, который требовал от своих пациентов воздерживаться от половой жизни во имя идеи абстиненции, изменил свою точку зрения – он отделил от желаний потребности. В соответствии с его новым взглядом, желания пациента нужно фрустрировать, а потребности – следует удовлетворять. Именно из-за хронически неудовлетворенных потребностей в детстве и развивается невроз. Психоаналитик, который фрустрирует потребности своего пациента (чаще всего, это выражается в игнорировании этих подробностей) – поступает также, как и родители пациента, т.е. повторно травмирует его.

Также Ференци первым заговорил о важности материнской любви для ребенка, отойдя от ортодоксальной парадигмы Фрейда о любви как сексуальном влечении (см. Либидо). А последнюю работу Ференци “Речевые противоречия в разговоре взрослого с ребенком. Язык нежности и страсти”, написанную непосредственно перед его смертью, Фрейд даже запретил к публикации.

Михаэл Балинт

Михаэл Балинт
Михаэл Балинт
Ученик Ференци, венгерский психиатр Михаэл Балинт развил его идеи, став сторонником естественного поведения пациента. Балинт приводит пример, как его пациентка сделала прогресс в психоанализе только после того, как совершила на кушетке кувырок через голову, чтобы продемонстрировать своему психоаналитику свои достижения. Этим Балинт поставил под сомнение запрет отыгрывания в процессе психоаналитической сессии. Для Балинта психоаналитик должен быть понимающим и принимающим пациента, ценящим его достижения.

У Фрейда существует концепция первичного нарциссизма, состояния в первые месяцы после рождения, когда младенец обращает либидо в основном на себя, и, по мнению Фрейда, не особо нуждаясь в матери, благодаря галлюцинаторному аутоэротизму (эту идею развила Мелани Кляйн, создав учение о внутренних объектах). Балинт продолжил развивать идею Ференци о важности материнской любви и противопоставил первичному нарциссизму по Фрейду первичную любовь, которую он сравнил с воздухом, необходимым для того, чтобы жить.

Тему Ференци о речевых противоречиях в разговоре взрослого с ребенком Балинт продолжил, раскрыв проблемы языка в воспитании и аналитической ситуации. Таким образом, Балинт подошел к преодолению глубокой пропасти между ребенком в пациенте и взрослым аналитиком. Балинт видел основной задачей психоаналитика понять, чего же хочет пациент.

Балинт, подвергнув внимательному анализу и критике теорию нарциссизма Фрейда, создал предпосылки для открытий Хайнца Кохута.

Хайнц Кохут

Хайнц Кохут
Хайнц Кохут
Революцию в психоанализе совершил австрийский невролог Хайнц Кохут. Фрейд считал нарциссическое либидо чем-то постыдным, признаком инфантилизма, по его мнению, все нарциссическое либидо должно трансформироваться в объектное либидо (см. Нарциссическое и объектное либидо и Инстинкт самосохранения). Говоря иначе, индивид в процессе своего развития должен отвернуться от себя и направить все свои помыслы на создание семьи и воспитание детей, что в психоанализе стало называться генитальными ценностями. Соответственно, Фрейд считал, так называемых, нарциссических пациентов, непригодными для психоанализа. Кохут не только научился лечить нарциссических пациентов, но и показал, что существует две параллельные линии развития человека, нарциссическая и объектная (любовь к себе, и любовь к другому), и что нарциссическое либидо не может целиком превратиться в объектное.

Также, работая с нарциссическими пациентами, Кохут открыл три новых формы переноса: перенос-слияние, близнецовый перенос и зеркальный перенос. Это очень непростая тема, которую, может быть, я решусь когда-то осветить на страницах моего сайта, а пока можно скачать и почитать книгу Майкла Кана “Между психотерапевтом и клиентом: Новые взаимоотношения”.

Другим важным достижением Кохута была ревизия идеи Фрейда о психоаналитике как зеркале. Для Фрейда в этом зеркале пациент должен был увидеть всю отвратительность своих инцестуозных желаний, а для Кохута психоаналитик является зеркалом, в котором пациент видит восхищенные глаза матери, которых он был лишен в детстве.

Для Фрейда психоанализ – это анализ виновности пациента в его инцестуозных влечениях и убийственной ненависти к своим родителям. Для Кохута психоанализ – это анализ драмы пациента как результата драмы его родителей.

Также Кохут пересмотрел требования к нейтральности в психоанализе. Для Кохута нейтральность – это не сухость и отстраненность, как считалось раньше, а среднеожидаемая реакция. Психоаналитик должен себя вести как обычный человек, быть доброжелательным настолько, насколько это требуют культуральные нормы, и реагировать на сообщения и чувства пациента так, как должен реагировать нормальный человек.

Для Кохута основной функцией психоаналитика является эмпатия (как и для Роджерса), и тот психоаналитик, у которого неразвита эта функция – будет иметь существенные сложности в анализе своих пациентов.

Так родилась новая школа психоанализа – психология Самости (Self-психология).

Роберт Столороу

Роберт Столороу
Роберт Столороу
Американский психолог Роберт Столороу сделал следующий шаг. У Фрейда была идея, что психоаналитик-зеркало, соблюдающий правила абстиненции и нейтральности, никак не влияет на пациента своей личностью, кроме как посредством своих интерпретаций. Это, по мнению Фрейда, давало возможность делать точные и беспристрастные интерпретации. Столороу показал, что концепция психоаналитика-зеркала является теоретической фикцией и ввел понятие интерсубъективности в психоанализ. В соответствии с интерсубъективным подходом психоаналитик, хочет он этого или нет, – является равноценным участником взаимодействия. В соответствии с этим подходом отношения в психоанализе строятся не по принципу объект-субъектных взаимодействий, где психоаналитик-зеркало является только пассивным экраном для проекций пациента, а по принципу субъект-субъектных взаимодействий, также как и в отношениях двух людей в обычной жизни, даже если психоаналитик продолжает соблюдать принцип анонимности (ничего о себе не рассказывает). Таким образом, в интерсубъективном подходе анализ пациента всегда происходит с учетом влияния на него психоаналитика как личности.

Также Столороу пересмотрел концепцию Фрейда о сексуальности, как основного жизненного мотива человека (см. Либидо).

Столороу также провел тщательный анализ и подверг критике понятие проективной идентификации, столь популярное в современном психоанализе. (Как считают сторонники существования проективной идентификации, психоаналитик "мистическим" образом может становиться пассивной игрушкой своего пациента, практически лишенный собственной воли.)

Эмпатия как средство познания пациента также ставится во главу угла интерсубъективного подхода в психоанализе. (Необходимость эмпатии, как средства понимания пациента, до сих пор отрицается некоторыми современными школами психоанализа.)

Джозеф Лихтенберг

Джозеф Лихтенберг
Джозеф Лихтенберг
Американский психиатр Джозеф Лихтенберг, продолжая идею Столороу о том, что сексуальность не может быть основополагающей для человека, разработал новую мотивационную систему.

Также Лихтенберг изложил 10 принципов гуманистического психоанализа. Среди них, с моей точки зрения, самым важным является принцип, что сообщение пациента содержит сообщение. Этот принцип может показаться излишним для неосведомленного читателя. Но в учебниках по традиционному психоанализу содержатся многочисленные технические рекомендации, которые гласят: если пациент говорит о настоящем, то это является сопротивлением раскрытию важных воспоминаний о прошлом, а если пациент говорит о прошлом, то это является сопротивлением раскрытию важных переносных чувств в настоящем. Поэтому предполагается, что "истинное" сообщение пациента всегда остается скрытым. Искомое значение либо является противоположным явному, либо скрывается за тем, о чем говорит пациент. В результате этого, традиционные психоаналитики "теряют" из виду то, что сообщает им их пациент.

::

Также, к числу психоаналитиков, внесших особый вклад в гуманизацию психоанализа, следует отнести Дональда Виникотта (Англия), Карен Хорни (Германия), Эриха Фромма (Германия), Ральфа Гринсона (США), Вейкко Тэхкэ (Финляндия), Хуго Блэйхмара (Испания), Карлоса Немировского (Аргентина), Вамика Волкана (Турция).
О некоторых из них я уже писал на моем сайте.

Так был создан психоанализ с человеческим лицом.

Поставьте, пожалуйста, оценку статье:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(7 голосов, в среднем: 4.9 из 5)

Читайте далее Психотерапевты и психологи: в чем разница? Или как стать психотерапевтом  >>>




© 2017 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт


© 2002-2017 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL : http://www.psychoanalyst.ru, а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru
:: Google


	  

+7 (495) 055-65-97

help@psychoanalyst.ru
 

:: Автор сайта:
Александр Павлов
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт
Татьяна Реброва
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт

 Контакты, цены,
 запись на прием
(г. Москва)
 

:: О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
: Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?
: О происхождении депрессий и невротических заболеваний
: Лечение разговором
: Пережить, чтобы забыть
: Как работает гипноз
: Узники совести
: Весь психоанализ в двух примерах

:: Психология: мифы и реальность
: Психиатры и психологи: в чем разница?
: Что такое психотерапия?
: Психоанализ с человеческим лицом
: Психотерапевты и психологи: в чем разница?
: Психическое и психологическое: в чем разница?
: Почем нынче мудрый совет?
: Мудрость сказки
: Неизвестный психоанализ
: Есть ли в Москве психоаналитики?
: Лечить или помогать?

:: Депрессия: взгляд со стороны
: Своя депрессия глазами других
: "Чужая" депрессия
: Как трудно быть рядом!
: Немой крик
: Лекарство от депрессии

:: Депрессия: взгляд изнутри
: "Беспричинная" депрессия
: Горевание
: Неизвестное горе (скоро)
:: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
: Сопротивление классическому психоанализу
: Современный психоанализ – психоанализ сопереживания

:: Эдипов комплекс по Фрейду
: Зарождение Эдипова комплекса
: Негативный Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эдипов комплекс у девочек
: Царь Эдип. Софокл: краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе

:: Эдипов комплекс: взгляд на родителей
: Комплекс Лая: взгляд на  отца
: Комплекс Хроноса: отцеубийство и детоубийство
: Комплекс Иокасты: взгляд на  мать
: Комплекс Эдипа: родовое проклятие

:: Ключевые понятия психоанализа
: Либидо
: Инстинкт смерти, предшественники
: Инстинкт смерти по Фрейду
: Идентификация с агрессором

:: Взрослым о детях
: Наши кошмары первых дней жизни
: Когда говорят о школьной дезадаптации

:: Зигмунд Фрейд
Положение о двух принципах психической деятельности
: Принцип удовольствия
: Положение о двух принципах психической деятельности

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
: Влечения
: Тревога и депрессия
: Защита и Супер-Эго
: Норма и патология
: Невроз и характер


::