::a:: Психоаналитик.Ру Психология — мифы и реальность

:: Каждый раз приступая к психоаналитическому лечению нового пациента, я понимал, что в России психоанализ неизвестен

 
О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
 
 
Психология:
мифы и реальность
 
 
Депрессия:
взгляд со стороны
 
 
Депрессия:
взгляд изнутри
 
 
Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
 
 
Ключевые понятия психоанализа
 
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
 
Эдипов комплекс: взгляд на родителей
 
 
Взрослым о детях
 
 
Библиотека
 


  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аффект
: Бисексуальность
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Героин (диацетилморфин)
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Извращения
: Изоляция
: Инстинкт смерти
: Интеллектуализация
: Инфантильная генитальность
: Истерия страха (фобический синдром)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Компромиссное образование
: Либидо
: Маслоу Абрахам Харальд
: Монада
: Морфин (морфий)
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Опийный мак
: Оральная стадия
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Прафантазии
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психогенная (реактивная) депрессия
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Учебный психоанализ
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эндорфины (гормон счастья)

 

 
 
Можно ли научиться пить в меру?
 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Полезные ссылки
 
 
::
 

:: Неизвестный психоанализ

                                             
Зигмунд Фрейд

Психоанализ - сегодня, возможно, самое модное слово в области психологии. Модное, хотя психоанализу уже более ста лет. Но, невзирая на свой почтенный возраст, психоанализ по-прежнему остается совершенно неизвестным для большинства людей. Причиной того является, прежде всего то, что несмотря на то, что литературы по психоанализу сейчас издается огромное множество, - можно сказать, нет книг по психоанализу, написанных в научно-популярной форме. А в книгах для специалистов используются профессиональные термины, толкования которых нет ни в энциклопедических, ни в обычных психологических словарях. Стали слышаться даже обвинения психоаналитиков в сектантстве. В чем причина?

Причин множество. Одна из них заключается в том, что психоанализ, как любая наука, для своего понимания требует определенной подготовки. Когда мы берем в руки научно-популярную книжку по астрономии, истории или медицине, нам в ней все понятно, потому что автор говорит на понятном для нас языке. Конечно мы многое забыли из того, что изучали в школе. Может быть, у кого-то и была тройка по физике, или у кого-то были сложности в запоминании исторических дат, или кто-то в школе так и не вызубрил анатомию - все равно, все эти предметы были восприняты нами в той или иной степени. Все мы знаем, что тела при нагревании расширяются, что Средневековье было раньше Возрождения, и что сердце является насосом по перекачиванию крови. Школа научила нас мыслить в соответствии с парадигмой тех наук, которые там изучались, даже если мы этого не хотели и сопротивлялись этому. Но мы в школе не изучали психоанализ.

Мы не учились мыслить психоаналитически в школе. Более того, нас не учили в школе мыслить абстрактно и символически. Все науки, изучаемые нами в школе конкретные (или, выражаясь точнее, они преподаются конкретно). Психоанализ же использует символы и метафоры. А разве возможно иначе описать психику человека? Ведь психика человека ирреальна, ее нельзя ни потрогать, ни увидеть. Ее нельзя описать тем научным языком конкретных понятий, к которому мы привыкли.

Попытка свести психику (психологию) человека к мозговым явлениям тоже не может нам помочь, потому что не дает ответ на вопросы первопричинности. Например, установлено, что депрессия вызывается дефицитом эндорфинов в мозге. А что вызывает этот дефицит? Нарушение проводимости экстрапирамидальных клеток. А это вызвано, в свою очередь... Но, конкретная наука, в конце концов, всегда упирается в невозможность обнаружить первопричину, которая всегда оказывается в бесконечности. Наука, призванная обнаруживать закономерности, когда пытается подойти к изучению психики со своим аппаратом конкретных понятий, - все сводит, в конце концов, к случайностям или чрезмерным обобщениям, например к генам, с которыми ничего не поделаешь, влиянию среды или экологии, которых не избежишь. Напротив, психоаналитическое исследование в состоянии выявить вполне конкретные причины и устранить их пагубное воздействие. И главное, психоанализ не пытается свести психику к ее носителю - мозгу. Ведь психика человека - не то же самое, что мозги. Также как роман - не то же самое, что бумага, скрепленная в переплет.

Поэтому психоанализ использует язык символов и метафор, в этом смысле он ближе к философии (которую тоже не преподают в школе, и отвратительно преподают на подавляющем большинстве нефилософских факультетов). Психика - исключительно абстрактное (интеллигибельное) понятие, и описывать ее можно только абстрактным образом. И именно это вызывает затруднения в понимании психоанализа.

::

Все мною сказанное не означает, что психоанализ невозможно понять. Его можно начать понимать, прочитав множество книг по психоанализу. И конечно, можно попытаться начать понимать психоанализ, читая статьи в интернете. Но понять психоанализ и мыслить психоаналитически можно только пройдя свой психоанализ.

Кто-то, может быть и хотел бы пройти свой психоанализ. Но есть ли в Москве психоаналитики?

Поставьте, пожалуйста, оценку статье:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(9 голосов, в среднем: 5 из 5)

читайте далее Есть ли в Москве психоаналитики? >>>




© 2004 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт


примечания

Не изучают в школе психоанализ в рамках общеобразовательной программы и сегодня. Основы психологии, которые периодически включают то в один, то в другой предмет - не касаются психоаналитической концепции, а если и касаются, то настолько поверхностно, что не могут даже приблизить к психоаналитическому мышлению.

назад
	
	

Конечно математика и геометрия - абстрактно-символические науки. Но их символическая абстракция чиста (термин Канта) или стерильна. Математика и геометрия не имеют никакого значения в практической жизни сами по себе. Для их применения необходимы дополнительные практические знания. Например, для того, чтобы расплатиться в магазине, используя знания арифметики, надо также знать, что в одном рубле 100 копеек, что сегодня существуют деньги достоинством в 1 копейку, 5 копеек, 10 копеек, 1 рубль, 10 рублей и т.д. Для того чтобы подсчитать площадь комнаты, мало знать, что для прямоугольников она равняется длине, помноженной на ширину, необходимо вооружиться рулеткой, знать, что в нашей стране используется метрическая система счисления и, что в 1 метре содержится 1000 миллиметров. Словом, абстрактный символизм математики и геометрии сам по себе существует только для себя, когда же его нужно использовать, к математике или геометрии необходимо добавить другие знания. Например, математика совместно со знаниями законов обращения денег, налогообложения и т.п. - рождает бухгалтерию. Но одного знания математики недостаточно для финансового учета.

назад
	
	

Психика. Я предпочитаю использовать в данном случае термин психика, а не психология, тому я даю объяснения в статье О страхе сойти с ума.

назад
	
	

Для психоанализа имеет мало смысла абстрактная фраза типа "влияние среды" или "плохое окружение", психоанализ углубляется в детали - важна не среда, а конкретные люди, которые составляют эту окружающую среду. Психоанализ все свое внимание сосредотачивает на мелочах, из мозаики которых и состоит наша жизнь.

назад
	
	

Именно поэтому, первые, кто приняли и увлеклись психоанализом в период оттепели в СССР, были философы (об этом смотрите Есть ли в Москве психоаналитики?).

назад
	
	

С попытками познать психику сейчас происходит то же, что уже произошло с попытками познать Бога: он давно представляется дедушкой с белой бородкой, сидящим на облачке. Бог бесконечный и непознаваемый, символом которого у древних евреев был равносторонний треугольник, превратился в белобородого дедушку во времена Просвещения, именно когда и сформировались все современные практически-конкретные науки, отодвинув на третьи роли философию и теологию.

назад
	
	

Для того чтобы проходить курс психоаналитического лечения (или психоаналитической психотерапии) вовсе не обязательно знать даже основ психоанализа. На самом деле, понять что такое психоанализ можно только проходя свой психоанализ. Более того, понять что же ТАКОЕ психоанализ, не испытав на себе технику психоаналитического исследования, - нельзя. (О различиях психоанализа и психоаналитической терапии см. Сеттинг.)

назад
	
	



© 2004 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт


© 2002-2017 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL : http://www.psychoanalyst.ru, а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу alexandr_pavlov@psychoanalyst.ru
:: Google
 

	  








+7 (495) 055-65-97

help@psychoanalyst.ru
 

:: Автор сайта:
Александр Павлов
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт
Татьяна Реброва
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт

 Контакты, цены,
 запись на прием
(г. Москва)
 

:: О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
: Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?
: О происхождении депрессий и невротических заболеваний
: Лечение разговором
: Пережить, чтобы забыть
: Как работает гипноз
: Узники совести
: Весь психоанализ в двух примерах

:: Психология: мифы и реальность
: Психиатры и психологи: в чем разница?
: Что такое психотерапия?
: Психоанализ с человеческим лицом
: Психотерапевты и психологи: в чем разница?
: Психическое и психологическое: в чем разница?
: Почем нынче мудрый совет?
: Мудрость сказки
: Неизвестный психоанализ
: Есть ли в Москве психоаналитики?
: Лечить или помогать?

:: Депрессия: взгляд со стороны
: Своя депрессия глазами других
: "Чужая" депрессия
: Как трудно быть рядом!
: Немой крик
: Лекарство от депрессии

:: Депрессия: взгляд изнутри
: "Беспричинная" депрессия
: Травма рождения
: Неизвестное горе (скоро)
:: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
: Сопротивление классическому психоанализу
: Современный психоанализ – психоанализ сопереживания

:: Ключевые понятия психоанализа
: Либидо
: Инстинкт смерти, предшественники
: Инстинкт смерти по Фрейду
: Идентификация с агрессором
: Горевание

:: Эдипов комплекс по Фрейду
: Зарождение Эдипова комплекса
: Негативный Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эдипов комплекс у девочек
: Царь Эдип. Софокл: краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе

:: Эдипов комплекс: взгляд на родителей
: Комплекс Лая: взгляд на  отца
: Комплекс Хроноса: отцеубийство и детоубийство
: Комплекс Иокасты: взгляд на  мать
: Комплекс Эдипа: родовое проклятие

:: Взрослым о детях
: Наши кошмары первых дней жизни
: Когда говорят о школьной дезадаптации
: Окончание школы: Главное – выбор профессии?

:: Зигмунд Фрейд
: Принцип удовольствия
: Положение о двух принципах психической деятельности
: Печаль и меланхолия (PDF)

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
: Влечения
: Тревога и депрессия
: Защита и Супер-Эго
: Норма и патология
: Невроз и характер

::