::a:: Психоаналитик.Ру библиотека

:: Третьим компонентом конфликта является защита. Всякий раз при появлении в связи с инстинктивным импульсом тревоги или депрессивного аффекта психика реагирует таким образом, чтобы сократить или уменьшить неудовольствие.
:: Четвертым компонентом конфликта является Супер-Эго — аспект психического функционирования, связанный с моралью, с представлениями о том, что правильно, а что нет в моральном смысле.

 
О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
 
 
Психология:
мифы и реальность
 
 
Как работает психоанализ
 
 
Депрессия:
взгляд со стороны
 
 
Депрессия:
взгляд изнутри
 
 
Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
 
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
 
Ключевые понятия психоанализа
 
 
Взрослым о детях
 
 
Библиотека
 


  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аффект
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Героин (диацетилморфин)
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Извращения
: Изоляция
: Инстинкт смерти
: Интеллектуализация
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобический синдром)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Компромиссное образование
: Либидо
: Маслоу Абрахам Харальд
: Морфин (морфий)
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Опийный мак
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психогенная (реактивная) депрессия
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Учебный психоанализ
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эндорфины (гормон счастья)

 

 
 
E-mail-толкование сновидений
 
 
Можно ли научиться пить в меру?
 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Другие статьи
 
 
Полезные ссылки
 

 

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
Часть 3 (Защита и Супер-Эго)

                                 

Третьим компонентом конфликта является защита. Всякий раз при появлении в связи с инстинктивным импульсом тревоги, депрессивного аффекта, или того и другого вместе, психика реагирует таким образом, чтобы сократить или уменьшить неудовольствие. Любая такая реакция, каждая попытка сократить или уменьшить неудовольствие называется защитой.

Традиционно концептуализации защиты проводятся в терминах психических механизмов. Термин "механизмы защиты" был предложен Анной Фрейд (1936) в работе "Эго и механизмы защиты". Несмотря на его популярность и длинную, почетную историю, я, однако, убежден, что этот термин и концепция защитных механизмов вводят в заблуждение.

Традиционное обсуждение защиты начинается с перечисления защитных механизмов: вытеснение, реактивное образование, регрессия, отрицание, проекция, идентификация, превращение в противоположное, превращение пассивности в активность и наоборот, изоляция, идентификация с агрессором и, возможно, альтруистическая капитуляция и обольщение агрессора. Этот список подразумевает и в целом означает, что каждая из перечисленных психических операций является типично, если не исключительно, защитной. Формулировка "Вытеснение - защитный механизм" означает: "вытеснение" = "защита", вытеснение - психический механизм, используемый только для защиты. На самом деле, однако, это не так. Любые из перечисленных психических операций или механизмов иногда используются для защиты, а иногда - для чего-нибудь еще, например, способствуют добавочному удовлетворению инстинктивного импульса. Ни одна из этих операций не используется исключительно лишь для защиты. Все они не являются защитными механизмами в этом смысле.

Столь же важно то, что защита не ограничивается каким-либо одним таким списком из перечисленных психических механизмов. Все, что уменьшает или устраняет неудовольствие, является защитой, а сюда входит все, на что способна психика. Любая и каждая способность психики используется иногда с защитной целью. Ни одна из психических функций не предназначается только для защиты. Защита не сводится к краткому списку психических механизмов.

Таким образом, намного лучше избегать думать о защите в терминах нескольких психических механизмов и иметь в виду, что все, чем занимается или о чем думает индивид, нацелено на редукцию неудовольствия и независимо от степени эффективности заслуживает определения "защитный".

Четвертым компонентом конфликта является Супер-Эго - аспект психического функционирования, связанный с моралью, с представлениями о том, что правильно, а что нет в моральном смысле. Существует некоторое различие во мнениях по поводу того, что называть Супер-Эго в первые несколько лет жизни, но в целом есть общее согласие в том, что основная доля его развития как органа психики формируется в конце эдиповой фазы, т.е. на 6 и 7 годах жизни, и что дальнейшее его развитие происходит и позже, в детском и подростковом возрасте. Фрейд (1924) называл Супер-Эго наследником эдипова комплекса.

Лично я считаю, что этот термин чересчур эксклюзивен. Имеется слишком много важных следствий эдипова комплекса для оправдания выделения Супер-Эго как их единственного наследника. Супер-Эго является в основном одним из важных результатов эдиповой фазы развития, и это неоспоримо. Чтобы понять процесс его формирования, необходимо поставить себя на место 5-6-летнего ребенка.

Для ребенка этого возраста морально правильно то, что приятно его родителям, что заслуживает их одобрения. С моральной точки зрения, неправильно то, что будет им неприятно, что вызовет их гнев и неодобрение. Пяти- или шестилетнему ребенку родители представляются очень могущественными, если не всемогущими высшими арбитрами. Что они называют правильным, и есть правильное. То, что они называют неправильным, есть неправильное. И должен добавить, у них нет необходимости говорить об этом. Достаточно, что ребенок в этом убежден, основано ли его убеждение на факте или на фантазии. Когда ребенок уверен, что тот или иной из инстинктивных импульсов приведет к родительскому неодобрению в виде изгнания, лишения любви либо кастрации, тогда неудовольствие проявляется в форме тревоги. Если же ребенок убежден, что родительское неодобрение и возмездие уже произошло из-за того или иного инстинктивного импульса ребенка, то неудовольствие проявляется в форме депрессивного аффекта. Ожидание родительского неодобрения является тем аспектом функционирования Супер-Эго, который Фрейд назвал страхом наказания. Когда он возникает, то начинает образовываться защита. Ребенок пытается не желать того, что, как он думает, может раздражать его родителя или, в случае депрессивного аффекта, уже вызвало его раздражение. Супер-Эго в таких случаях участвует в конфликте на стороне защиты. Более того, в своем первом обсуждении Супер-Эго Фрейд (1923) относил функцию защиты скорее к Супер-Эго, чем к Эго, от чего вскоре отказался.

Однако функционирование Супер-Эго включает в себя больше, чем защиту от морально неприемлемого желания. Раскаяние, искупление и идентификация с моральной позицией своих родителей, реальной или лишь воображаемой, также являются способами завоевания родительского одобрения и по этой причине - аспектами функционирования Супер-Эго. Одного слова "вина" недостаточно для характеристики эмоций, вызванных моральным прегрешением. Универсальные аспекты функционирования Супер-Эго - самонаказание и самобичевание в качестве путей получения родительского одобрения. Это часто можно легко наблюдать в моральных кодексах поведения различных социальных групп. Евреи и мусульмане, к примеру, верят, что их духовный отец, называемый Богом, будет любить их и не накажет, если их пенисы будут искалечены обрезанием - обычай, история возникновения которого на тысячелетие старше времени жизни библейского Авраама. И примеров таких множество.

Психоаналитическое наблюдение зачастую показывает, что мотивированные моралью самобичевание и самоповреждение являются результатом бессознательных импульсов наслать на себя те самые беды, которые я только что описывал, как идеаторное содержание тревоги и депрессивного аффекта, запускающих механизм конфликта. По этой причине стремление к самобичеванию и саморазрушению, возникающее для завоевания морального одобрения, может вызывать против себя защиту, как это происходит в случае инстинктивных импульсов, порождающих интенсивное неудовольствие. В таких случаях Супер-Эго не выступает на стороне защиты, а, наоборот, защита используется против него. Мы сталкиваемся с примерами того, что Фрейд называл бессознательным чувством вины, потребностью самонаказания и самоповреждения, против которых защищаются посредством вытеснения или каким-либо иным образом. Те, кто имеет психоаналитический клинический опыт, знакомы со случаями, когда пациент устраивает себе неудачу или вред, нисколько не осознавая, что страдание это причиняет себе сам. Таким образом, Супер-Эго участвует в конфликте разными способами. Иногда оно оказывается на стороне защиты, а иногда само становится объектом, против которого направлены защитные усилия.

далее >>>




© Charles Brenner, M. D.
© перевод с англ. А. А. Портновой, 2000 Институт практической психологии и психоанализа


примечания

В российском психологическом сообществе принят термин психологическая защита. В настоящее время концепция психологических защит широко и активно используется за пределами психоаналитической школы, даже в таком антагонистически настроенном против психоанализа направлении как деятельностный подход.

Вообще, в психоанализе не существует общепринятой систематизации психологических защит, поэтому и я описываю их в нижеследующих примечаниях как они мне видятся. Надо подчеркнуть, что перечень психологических защит, приведенный Бреннером, далеко не представляет все виды психологических защит, описанных в психоанализе, и не кажется мне ни исчерпывающим, ни основополагающим. Однако я в своих дальнейших примечаниях буду придерживаться именно этого списка, потому что сам лично не хочу и пытаться объять необъятное (на что не претендует и Бреннер, о чем и пишет далее).

- А.П.

назад
	
	

Термин психологическая защита приобрел некий отрицательный оттенок, если вообще не патологическую характеристику психического функционирования, о чем пишет Бреннер далее. Конечно, психологические защиты в самом деле "виновны" в том, что интрапсихический конфликт стал бессознательным, следствием чего стало образование симптомов. Психологические защиты "виновны" и в том, что расходуют слишком много психической энергии для удержания такого конфликта в области бессознательного, истощая психику и вызывая этим синдром хронической усталости, апатию и безразличие к жизни. Все это изматывает человека и побуждает, в конце концов, обратиться за помощью. Совместная работа с психоаналитиком позволяет распутать этот клубок психологических защит, сделать бессознательные содержания осознанными, пережить подавленное и вернуться к нормальной жизни. И что же, теперь этот человек, пройдя курс психоанализа, живет себе полноценной жизнью, потому что все его психологические защиты проанализированы, и теперь ни одна защита не омрачает его счастливого существования? Целью психоанализа вовсе не является разрушить все психологические защиты и предупредить появление новых. Психика никакого разумного существа не сможет существовать без защит. У любого человека проявляются в разное время те или иные самые разнообразные защиты по отдельности и в самых разных комбинациях. Проблему составляют только те защиты, которые способствовали образованию патологического компромиссного образования (об этом смотрите последнюю часть этой статьи Бреннера). Такие компромиссные образования ведут свою историю с детства, и именно они подлежат тщательному психоаналитическому исследованию для того, чтобы индивид смог отказаться от психологических защит, поддерживающих патологические компромиссные образования. Целью же психоанализа, в конце концов, является формирование новых защит, которые способствовали бы дальнейшему развитию личности. - А.П.

назад
	
	

Вытеснение (репрессия) можно определить как забывание. Когда в психоанализе говорят о вытеснении, имеют в виду не "просто" забывание, а забывание неприемлемых для сознания содержаний (репрезентаций) - это, чаще всего, несовместимые с моральными принципами желания или травматичные переживания. Такие желания или воспоминания забываются для того, чтобы избавиться от осознанного страдания. Однако, забытые желания или воспоминания не исчезают в никуда. Продолжает "сам по себе" существовать также и отщепленный от них подавленный аффект (нереализованное желание, непережитая травма). Чем сильнее подавленный аффект - тем больше психической энергии требуется для удержания в бессознательном связанной с ним репрезентации, тем выше вероятность, что она проникнет обратно в сознание в видоизмененной форме в качестве симптома. Именно такое забывание, когда от забытого содержания отщепляется связанный с ним аффект - следует называть вытеснением (феномен вытеснения подробно разбирается и иллюстрируется в статьях Пережить, чтобы забыть, Узники совести, Весь психоанализ в двух примерах). - А.П.

назад
	
	

Реактивное образование. Выражаясь научным языком, так, как определяет реактивное образование Ж. Бержере, - это противозагрузка в виде разрешенного распределения энергии влечения, изъятой из запретных репрезентаций.
А пример можно привести простой, из случая достаточно стандартного развития Эдипова комплекса: Мальчик любит маму, но строгий папа бессознательно ревнует маму к своему сыну (совсем не редкий случай). Папа выражает свою ревность в излишней строгости к мальчику. Мальчик на это очень злится, но боится папу. Что ему с этим делать? Свою злость на папу мальчик отыгрывает, отрывая крылышки мухам и препарируя гусениц (включается в действие отдельная психологическая защита смещение). За этими садистскими действиями скрывается бессознательная фантазия о том, как он расправляется с папой (запретная репрезентация). Это вызывает внутренний конфликт - ведь он любит папу. И внешний конфликт - такое поведение сына не нравится маме, которую он тоже очень любит. В результате, в школе этот мальчик вступает в кружок юннатов, а потом становится вегетарианцем и членом общества по защите животных, переведя свою агрессию в адрес фабрик по забою скота и фирм-производителей меховых изделий (противозагрузка в виде разрешенного распределения энергии влечения). - А.П.

назад
	
	

Регрессия. Развиваясь, ребенок переходит с одной ступеньки своего развития на другую. Регрессией называется обратный шаг-другой на предыдущие ступеньки. Например, когда человек в экстремальной ситуации начинает вести себя как ребенок - можно говорить, что он регрессировал. (Не путайте регрессию с регрессом, который происходит при возрастных изменениях в мозге и именуется инволюционным психозом, когда старый человек "впадает в детство"; в отличие от регресса, регрессия - процесс обратимый и не связан с мозговыми изменениями.)

Регрессия очень важный психологический механизм, потому что именно он позволяет нам получать удовольствия. Повседневная жизнь принуждает нас постоянно находится в "боевой готовности", используя все возможности, приобретенные нами в процессе нашего развития (прогресса или индивидуальной эволюции). Однако, такое состояние не позволяет получать удовольствия (невозможно представить рыцаря с мечом и в доспехах, придающегося наслаждениям) - поэтому для получения удовольствия необходимо немного регрессировать (снять доспехи, отложить меч), стать ненадолго ребенком. Регрессия особенно бывает заметна во время полноценного сексуального наслаждения влюбленных, когда двое вполне взрослых людей ведут себя как маленькие дети: начинается с того, что они все время чего-то хотят, сначала кто-то из них начинает ныть, а кто-то капризничать, потом они сюсюкаются друг с другом, затем засовывают в рот посторонние предметы, начинают посапывать, стонать и даже визжать, а потом тихо засыпают безмятежным младенческим сном.

Регрессия - также важный психологический процесс, необходимый для проведения психоанализа. Именно для достижения регрессии в процессе психоаналитической сессии используется кушетка. Пациент ложится на кушетку, нередко, укрывшись пледом. Удобное положение, располагающее ко сну, способствует максимальному расслаблению и облегчает возврат к детским переживаниям, воспоминаниям давно минувших дней. Такое погружение в детство дает возможность детально проанализировать детские чувства пациента и то, как они влияют на его настоящее. Такая регрессия называется психотерапевтической.
Кушетка является стимулирующим, но не обязательным условием для психотерапевтической регрессии. Сидя в кресле, лицом-к-лицу к психоаналитику, пациент тоже может регрессировать, если сложилась достаточно доверительная атмосфера между ним и психоаналитиком. Если психоанализ производится в положении сидя - это, как правило, называют психоаналитической психотерапией. (О различии между психоаналитической психотерапией и психоанализом см. также сеттинг.)

В двух последних случаях - регрессия не является защитой.

- А.П.

назад
	
	

Отрицание — достаточно известная психологическая защита, потому что она используется практически всеми людьми, страдающими алкоголизмом. Когда уже вполне спившийся человек защищается от нападок родственников, утверждая, что пьет он только по праздникам, и немного, и вообще может бросить, как только захочет. Что он алкоголик - очевидно всем, кроме него самого, потому что защиты бессознательны и давление со стороны родственников на его сознательность вызывает только агрессию с его стороны и новые запои.

Лучшим образом суть психологической защиты отрицание отразил в своей басне о Лисе Эзоп, которую виртуозно изложил в стихотворной форме Крылов:

Голодная кума Лиса залезла в сад,
   В нем винограду кисти рделись.
   У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные как яхонты горят;
   Лишь то беда, висят они высоко:
   Отколь и как она к ним ни зайдет,
      Хоть видит око,
      Да зуб неймет.
   Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: "Ну, что ж!
      На взгляд-то он хорош,
   Да зелен - ягодки нет зрелой:
   Тотчас оскомину набьешь".

И. А. Крылов. Лисица и Виноград

В данном случае отрицание лисой спелости виноградных ягод являет собой обесценивание, особый подвид психологической защиты.

См. также: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа

- А.П.

назад
	
	

Проекция. Возможно вы сталкивались с таким детским поведением, когда ребенок на любое обвинение в свой адрес говорит: "Это ты" или "Ты сама такая". Это и есть проекция в своем раннем проявлении, когда она действует в качестве защиты против агрессии со стороны родителей (ведь любая попытка воспитывать является агрессией, иначе невозможно, см. Воспитание). Классическим примером проекции является случай описанный Фрейдом, когда к нему обратилась женщина с ревностью в адрес мужа, который ей, вроде как, изменял. Психиатрическое исследование показало, что женщина страдала бредом ревности. А психоаналитическое исследование показало, что причина бреда ревности заключалась в сильных сексуальных чувствах, которые испытывала эта женщина к своему зятю. Но ее высокие моральные принципы не позволяли даже думать об этом (она и не думала, ведь конфликт был бессознательным), поэтому выходом из этого конфликта явилась психологическая защита проекция. Мужу были бессознательно приписаны стремления к прелюбодеянию, что спасало женщину от укоров ее совести (раз муж такой плохой, то она не столь плоха). У древних евреев был обычай, когда они отпускали в пустыню козла, "нагруженного" их пороками, козел погибал в пустыне от жажды и голода, а они освобождались от своих пороков. Такой козел назывался козлом отпущения. (См. также Архетип) - А.П.

назад
	
	

Идентификация. Это один из самых важных психологических механизмов, обеспечивающих нашу адаптацию в обществе. По своей сути он не является собственно защитным механизмом психики, а представляет из себя необходимый развитийный механизм психики.
Идентифицироваться - значит, становится таким же, как кто-то, кто для тебя важен. В своем нормальном развитии мальчик идентифицируется с папой, старшим братом, а девочка - с мамой, старшей сестрой. В дальнейшем подросток идентифицируется с любимыми героями фильмов, с преподавателями, руководителями кружков и секций. Входя в молодежную субкультуру, подросток идентифицируется с лидерами этой субкультуры.
Идентификацию можно кратко охарактеризовать античной поговоркой: "В Риме надо римлянином быть" или "С волками жить - по-волчьи выть". В последнем случае мы можем наблюдать "негативные" последствия идентификации, когда подросток становится "плохим", начав общаться с "плохими" мальчиками.
Патологический характер идентификации зависит от того, в каком окружении находится человек. Как говорится: "Скажи кто твои друзья, и я скажу, кто ты."
(См. также Идентификация с агрессором) - А.П.

назад
	
	

Превращение в противоположное (энантиодромия по Юнгу). "Савл же дыша угрозами и убийствами на учеников Господа [Иисуса Христа] пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав препроводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял свет с неба..." (Деяния: 9.1-3.) Встреча с видением Христа превратила Савла в Павла, одного из основных апостолов и проповедников христианства. Так гонитель превратился в гонимого и погиб за веру.

Энантиодромия (превращение в противоположное) часто имеет и негативный характер, когда мы говорим: "От любви до ненависти - один шаг". Ведь бессознательному не важно, какую модальность имеет аффект - главное чтобы он был выражен. Если мы не можем реализовать свою любовь - можно реализовать ненависть. Таковы законы бессознательного.

См. также часть 4 этой статьи Бреннера про подростка, который в фантазии убил своего отца ради того, чтобы безраздельно обладать своей матерью. Но даже в фантазии мальчик не может допустить чувство радости, потому что ему жаль отца, и он в своей фантазии обрекает себя с матерью на нищету. В результате сложного процесса, который описывает Бреннер, радость сменяется горем. Психологические защиты почти никогда не проявляются в чистом виде, а являются результатом сложных психических процессов.

Превращение в противоположное - является частным случаем психологической защиты реактивное образование (см. выше).

- А.П.

назад
	
	

Превращение пассивности в активность и наоборот

Самыми яркими примерами превращения пассивности в активность являются два случая: когда сын деспотичного отца отыгрывается на своих собственных детях; и когда униженный призывник, на втором году службы став "дедушкой", издевается над "молодыми". В данном случае, имеет место частный случай превращение пассивности в активность - идентификации с агрессором.
Но можно привести и более позитивный пример, который приводит сам Бреннер в 5-й части этой статьи, про старшего брата в большой семье, которому запрещали присутствовать на родах его матери (пассивность), которых было множество, и на которых ему очень хотелось присутствовать, в результате чего он стал акушером (активность).
К превращению пассивности в активность можно отнести и пример про мальчика из Реактивного образования, когда в результате излишней строгости со стороны отца (пассивность), мальчик стал отрывать лапки мухам и препарировать гусениц (активность), а потом превратился в активного защитника животных, потому что мама не поощряла эту его "деятельность". А еще мог стать хирургом, если родители смогли бы направить его "увлечение" в нужное русло... Или живодером - если бы попустительствовали этому.
Психологические защиты, в результате которых производится социально приемлемая деятельность - называются сублимацией.

Превращением активности в пассивность мог бы явиться тот случай, если бы мальчик, описанный в примере к Реактивному образованию, оказался бы в худшем положении, если бы он оказался не только под давлением строгого отца, но и был бы отвергаем недостаточно любящей его матерью, то в этом случае, не имея поддержки со стороны матери, он бы вовсе мог отказаться от соперничества с отцом, и, перестав отыгрывать злость на отца в издевательствах над насекомыми, стал бы пацифистом или гомосексуалистом.

Превращение пассивности в активность и превращение активности в пассивность - являются частными случаями реактивного образования.

- А.П.

назад
	
	

Изоляция. То же что и вытеснение, с той значительной разницей, что психическое содержание (репрезентация) не вытесняется в область бессознательного (т.е. не забывается), а остается в сознательном или предсознательном (его легко вспомнить). В остальном - следствия те же, как и при вытеснении. Ярким примером изоляции является ситуация, когда пациент делает инсайт в процессе психоаналитического лечения (важное и внезапное открытие в области своего внутреннего мира), однако это открытие не приводит ни к каким изменениям, ни в его внутренней жизни, ни в области межличностных отношений. Причина заключается в том, что этот инсайт имеет исключительно интеллектуальную ценность и никак не связан (изолирован) с соответствующим ему аффектом (областью переживаний). В данном случае изоляция сопряжена с другой психологической защитой, интеллектуализацией, которую Бреннер не включил в свой список. Когда говорят об отличии знания от осознания - подразумевают интеллектуализированность и изолированность знания от области чувств, в противоположность осознанию, которое вызывает сильные переживания и побуждает человека к изменениям в себе и своей жизни.

Существует другая форма изоляции, когда две, изначально причинно связанные мысли, отделяются друг от друга. Например: "я зол" отделяется от "на нее, потому что она мне изменила". Такая изоляция может приводить к внезапным, вроде как немотивированным, вспышкам агрессии. В данном случае изоляция сопряжена с другой психологической защитой, смещением, которую Бреннер не включил в свой список.

- А.П.

назад
	
	

Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром) — это примечание переработано и находится здесь

назад
	
	

Альтруистическая капитуляция — это "красивый проигрыш" во имя "общечеловеческих" (альтруистических) ценностей. Альтруистическая капитуляция должна быть всегда плотно сопряжена с рационализацией или интеллектуализацией, которые Бреннер не включил в список. - А.П.

назад
	
	

Обольщение агрессора. Всем известна несмешная шутка: "Когда Вас насилуют - расслабьтесь и получите максимум удовольствия". Эта психологическая защита напрямую связана с идентификацией с агрессором (в основе которой заложена защитная мысль, что агрессор "хороший") и, прежде всего, с извращением (потому что за таким удовольствием стоит не любовь, а боль и страх). - А.П.

назад
	
	



© примечания Александра Павлова 2004


:: Публикуется с разрешения администрации Института практической психологии и психоанализа
® Все права защищены. Любая перепечатка и размещение, в том числе в электронном виде, возможна только с письменного разрешения
:: Design © eleusis 2002 by WOweb
:: Google

	  



























+7 (495) 055-65-97

help@psychoanalyst.ru
 

:: Автор сайта:
Александр Павлов
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт
Татьяна Реброва
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт

 Контакты, цены,
 запись на прием
(г. Москва)
 

:: О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
: Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?
: К какому виду психотерапии относится психоанализ?
: Как проводится психоанализ?
: О происхождении депрессий и невротических заболеваний
: Как помогает психоанализ?
: А что делает психоаналитик?
: Лечение правдой

:: Психология:
мифы и реальность
: Психиатры и психологи:
в чем разница?
: О страхе сойти с ума
: Почем нынче мудрый совет?
: Мудрость сказки
: Неизвестный психоанализ
: Есть ли в Москве психоаналитики?
: Лечить или помогать?
: Психотерапевты и психологи:
в чем разница?

:: Как работает психоанализ
: Лечение разговором
: Пережить, чтобы забыть
: Как работает гипноз
: Узники совести
: Весь психоанализ в двух примерах

:: Депрессия:
взгляд со стороны
: Своя депрессия глазами других
: "Чужая" депрессия
: Как трудно быть рядом!
: Немой крик
: Лекарство от депрессии

:: Депрессия:
взгляд изнутри
: "Беспричинная" депрессия
: Печаль и меланхолия
: Неизвестное горе (скоро)
:: Лечение депрессией
: Роберт Столороу – современный  психоанализ (скоро)
: Страх перед депрессией (скоро)
:: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
: Сопротивление классическому психоанализу
: Современный психоанализ – психоанализ сопереживания

:: Эдипов комплекс по Фрейду
: Зарождение Эдипова комплекса
: Негативный Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эдипов комплекс у девочек

:: Ключевые понятия психоанализа
: Либидо
: Инстинкт смерти, предшественники
: Инстинкт смерти по Фрейду
: Идентификация с агрессором

:: Взрослым о детях
: Наши кошмары первых дней жизни
: Когда говорят о школьной дезадаптации

:: Зигмунд Фрейд
Положение о двух принципах психической деятельности
: Принцип удовольствия
: Положение о двух принципах психической деятельности

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
: Влечения
: Тревога и депрессия
: Защита и Супер-Эго
: Норма и патология
: Невроз и характер

:: Скачать
: Зигмунд Фрейд
Печаль и меланхолия

::