Психология для Вас

Можно ли научиться пить в меру?

Выпуск № 4: У Вас нет “силы воли”?

В психоанализе есть такое понятие как амбивалентность — противонаправленность. Это когда две противоположные тенденции сосуществуют одновременно. Именно с амбивалентностью мы имеем дело в разбираемой в прошлых выпусках ситуации.
С одной стороны, мы хотим бросить пить. Мы понимаем необходимость и даже неотвратимость этого. Каждый раз, просыпаясь утром с “квадратной” головой от “несвежей” водки, мы говорим себе: “Так пить нельзя!” И даже иногда зарекаемся. Или, например, когда получаем от начальника сто первое предупреждение, и оказываемся лишенными премии. Или, когда, проснувшись утром после бурной ночи, обнаруживаем полное отсутствие жены и наличие на столе ее очередной прощальной записки. Или когда мы просыпаемся утром совершенно неизвестно где и совершенно без денег, полученных вчера за этот месяц, за прошлый и за отпуск тоже, да еще и в присутствии дамы, наружность которой такова, что не понятно от чего тошнит. Мы тогда говорим себе “Да… Так пить нельзя!”
Это одна направленность, сознательная, как говорят: “Мы это понимаем головой”.
Но с другой стороны… Все снова повторяется!

Почему все возвращается на круги своя?

Никогда не говори “никогда”

Козьма Прутков

Мы понимаем, что то количество алкоголя, которое мы потребляем — НЕДОПУСТИМО! Мы пониманием, что от этого страдает наша карьера, семейные отношения, наше здоровье, в конце концов!
Мы зарекаемся…
Но все возвращается на круги своя!
Мы понимаем это, как говориться, умом. Но ничего не можем с собой поделать...
Почему?

Почему мы не можем ничего с этим поделать?

Мы знаем. Нам об этом все талдычат. Да мы и сами знаем! Зачем наступать на БОЛЬНУЮ МОЗОЛЬ!
Да! Да! ДА! Не надо нам об этом твердить каждый раз! Да, мы знаем, у нас НЕТ СИЛЫ ВОЛИ!
Ведь в этом все дело! Все дело в “силе воли”? Неправда ли?
И в этом — воля, не ведающая смерти. Кто постигнет тайны воли во всей мощи ее? Ибо Бог — ничто как воля величайшая, проникающая все сущее самой природой своего предназначения. Ни ангелам, ни смерти не придает себя всецело человек, кроме как через бессилие слабой воли своей

Джозеф Гленвалл

Вот Иван Петрович, пьет только по праздникам… Фужерчик сухонького выпьет — и все. (Ивана Петровича нам жена всегда в пример ставит.) Только фужерчик сухонького, и только пару раз в год, да и то, когда очень попросят, за здоровье именинника, и даже не попросят, а когда просто достанут.
Или может Иван Петрович просто с детства спиртное на дух не переваривает? При чем здесь сила воли — если ты алкоголь просто ненавидишь? (Ведь есть и такие люди! И у них своя история.)
Но, вообще-то, Ивана Петровича мы и не уважаем вовсе. Что о нем говорить — не компанейский он человек, подкаблучник. Другое дело, Петр Иваныч. Этот выпить любит, и в компании всегда свой человек. Но знает меру! Как так у него получается?

Как некоторые люди умудряются пить в меру?

Да потому, что у них “сила воли” есть! (Это жена нам тоже говорит, да и мы сами про это знаем.) Но почему у нас этой самой “силы воли” нет? Куда она у нас делась? Может, и не было никогда? Что нам теперь с этим делать? Спиваться?!
“Ты же так совсем сопьешься!” — говорят нам. Мы это сами понимаем (головой), но ничего не можем с собой поделать. Ни пить в меру не получается, ни отказаться вовсе (да и жалко отказываться-то).
Так у кого нам “силу воли” занять?!!!
Давайте без эмоций! Давайте разберемся, что такое “сила воли”.

Но сначала разберемся, что такое “воля”.

В русском языке слово “воля” имеет два основных значения:
I. 1. Способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели. Сила воли. Воспитание воли. 2. Сознательное стремление к осуществлению чего-н. 3. Пожелание, требование. 4. Власть, возможность распоряжаться.
II. 1. Свобода проявления чего-н. Дать волю своему чувству. Рукам воли не давай. Взять волю (почувствовать свободу в своих поступках, начать поступать своевольно). 2. Свободное состояние, не в тюрьме, не взаперти. Выпустить на волю.

С.И.Ожегов.
Словарь русского языка

Итак, мы видим, что первое значение слова воля, в целом, означает возможность распоряжаться собой, кем-то или чем-то. А второе значение — свободу этого распоряжения.
Понятие воли, таким образом, всегда сопряжено со свободой выбора.
Но широка ли у нас, в самом деле, свобода выбора, или, как это называется в философии, свобода воли?

Какова у нас свобода воли?

Мы можем не дышать пару минут, ну пять, ну, говорят, тренированный ныряльщик, может не дышать десть минут. Все! На этом свобода выбора дышать или не дышать заканчивается. Если нам никто не сдавливает горло, более пяти минут мы не в состоянии сдерживать дыхание — мы рефлекторно сделаем вдох. И никакая “сила воли” нам не поможет! (А если нам сдавливают горло — это уже не акт свободного волеизволения, а совсем наоборот — акт насилия.)
Мы можем не пить воду. Но — если не находимся в Сахаре — сможем удержаться не более трех дней, дальше мы будем пить воду, и никакая сила нас не удержит, если вода есть в досягаемости. А если мы не пьем воду, потому что она отсутствует поблизости — это не акт свободного волеизволения — это нас к этому принуждают обстоятельства.
Мы можем не есть… Максимум дней сорок. Если же нет поблизости никакой пищи — ну дальше сами понимаете. (Правда, некоторые люди добровольно объявляют головку — об этом смотрите примечание.)
Итак, как мы заметили, наша свобода выбора в области физиологических потребностей весьма и весьма ограничена, узка. Но алкоголизм — это состояние организма, у которого алкоголь стал физиологической потребностью (когда имеет место, так называемая, физиологическая зависимость). Поэтому, если мы не можем остановиться в потреблении алкоголя — часто причиной тому бывает чистая физиология. Мы не можем себя ограничить в потреблении алкоголя, также, как любой нормальный человек не может ограничивать себя в потреблении воды, и если вода есть поблизости и человек хочет пить — он будет пить! А алкоголь всегда есть поблизости, например, в палатке за углом дома. И деньги всегда можно найти, если ХОЧЕТСЯ.
Другое дело если нас кто-нибудь прикует наручниками к батарее… (Например, жена, ведь мы знаем, что ей очень хочется это сделать… Но она это никогда не сделает. Как мы будем тогда ходить на работу?) Вот если нас прикуют к батарее — вот тогда мы не побежим в ларек за углом — но это уже не будет свободный выбор.
Физиологическую зависимость от алкоголя, между прочим, можно легко “снять”. (И для этого вовсе не обязательно платить доктору Генералову или доктору Чуковскому 35 000 рублей.) Если тяга к алкоголю в данный момент неодолима (такое состояние называется запоем) — лягте на недельку в наркологическую больницу (бесплатно, или дайте лечащему врачу сто баксов — это в десять раз меньше — и он сделает вообще все в лучшем виде).
Пробовали? Не помогло? Но ведь то состояние, которое принуждало Вас пить и пить — было “снято” за день другой. Но потом все началось опять?
Правильно! Потому, что кроме физиологических потребностей у человека есть еще психологические, и, соответственно, алкогольная зависимость подразделяется на физиологическую и психологическую. И психологическую зависимость не “снять” с помощью таблеток, уколов и даже капельницы.

Но какова наша свобода воли в области психологических потребностей? >>>>>






ПРИМЕЧАНИЯ
Амбивалентность. Термин обозначает одновременное существование противоположных чувств, установок, стремлений, проявляемых в отношении других лиц, предметов, ситуаций. При этом, как правило, только одно из конкурирующих чувств допускается в сознание. Амбивалентность, чаще всего, характеризуется примерно одинаковым уровнем противоположных влечений. (См. также Амбивалентность в Эдиповом комплексе.) (назад)
Мне могут возразить: “Некоторые люди добровольно объявляют голодовку, не едят помногу дней, и добровольно умирают”. В самом деле, во имя идеи или в силу сложившихся обстоятельств, люди объявляют голодовку и не принимают пищу достаточно долго. В любом случае — без пищи человек может прожить только около месяца, дней сорок. Если человек не имеет психических нарушений (а среди политических лидеров — любителей голодовок — таких предостаточно) этот человек надеется, что за это время его требования, ради которых он объявил голодовку, будут выполнены. Тут то и происходит иногда промашка! Никто не знает заранее, сколько дней он сможет прожить без пищи, 25, 30 или 40: после некоторого срока у человека происходят необратимые метаболические (связанные с обменом веществ) процессы в организме. И если после этого срока человек начинает принимать пищу — прием пищи только ускоряет смерть, которая теперь оказывается неминуемой в силу физиологических причин. И никакой свободы выбора теперь у него уже нет. А если у человека психоз (“крыша поехала”), и он отказывается от приема пищи — это тоже не результат свободы выбора, а результат нарушений психических процессов, которые ему не подвластны. (назад)




© 2002 Александр Павлов, психолог