Психология для Вас

Можно ли научиться пить в меру?

Выпуск № 5: У меня нет силы воли?!

В прошлый раз мы говорили о свободе выбора (или свободе воле) и пришли к выводу, что в области физиологических потребностей у человека эта свобода весьма узка (посмотреть прошлый выпуск). Как это говорится в психологии, рамки свободы выбора в области физиологии человека очень узки. Мы не можем произвольно, по своему желанию, ограничивать себя в таких физиологических потребностях как потребность дышать, пить воду, есть. Или, выражаясь в психоаналитических терминах, наше Эго, (попросту говоря наше "Я") не в состоянии контролировать глубинные бессознательные потребности инстинктивно–физиологического уровня. Главный инстинкт, или "основной инстинкт" (а "основной инстинкт" вовсе не половой), — инстинкт самосохранения — не позволяет нам нанести ущерб нашему телу, и этот инстинкт несоизмеримо сильнее нашего Эго.
А все, что мы называем свободным — исходит именно со стороны Эго (нашего "Я"). Когда мы говорим: "Это наша сводная воля," — то подразумеваем волю нашего Эго ("Я"). Инстинктивные же потребности, исходящие из глубин бессознательного, — ограничивают возможности "произвола" Эго, ограничивают его свободу.

Но все же, что такое "свобода воли"?

Под свободой воли мы подразумеваем способность нашего Эго ("Я") контролировать наше поведение. Мы говорим: "Я сделаю то-то", — и делаем то-то. Или говорим: "Я не буду делать это" — и не делаем это. Если мы делаем или не делаем то-то или это, в соответствии со своими сознательными намерениями — это можно рассматривать как волевой акт. Или, когда не говорим, но делаем, то, что соответствует нашим сознательным намерениям — это тоже волевой акт. Соответствие наших поступков нашим сознательным намерениям свидетельствует о том, что наше Эго в состоянии управлять нашим поведением и мы совершаем наши поступки в соответствии с нашим свободным волеизъявлением.
Самые простые волевые акты настолько привычны, что мы не обращаем на них внимания. Например, такое простое действие, как смахивание пылинки с рукава пиджака, с точки зрения психологии, является свободным волевым актом. Ведь мы могли бы этого и не делать, у нас был свободный выбор (кто-то же, ни то что пылинки с себя не смахивает, а даже вообще…). Мы, конечно, для этого действия не предпринимаем сколько-нибудь значительных волевых усилий, но это действие, несмотря на это, все равно является следствием наших сознательных намерений, даже если мы их не высказываем вслух или про себя, и даже не обдумываем.
Конечно, мы могли бы эту пылинку с себя и не смахивать. У нас есть выбор: смахнуть пылинку — или не смахнуть. В этом замечании обнаруживается свобода выбора, каким бы нелепым этот пример ни казался. Мы привыкли, что слово "воля" ассоциируется у нас с какими-то "волевыми усилиями". Но я специально привел пример с пылинкой, чтобы подчеркнуть, что свобода воли распространяется на все, что мы совершаем в соответствии с нашими намерениями. Согласитесь, свобода воли и сила воли — это разные качества одного феномена (явления). Прежде чем перейти к подробному анализу понятия силы воли, следует сначала разобраться с понятием воли, а само понятие воли, как мы могли убедиться в предыдущем выпуске (посмотреть), нераздельно связано с понятием свободы. Поэтому я хотел абстрагироваться (отвлечься) от сложных проявлений воли, когда они связаны со значительными волевыми усилиями, чтобы разобрать сам феномен (явление, проявление) воли как таковой. Для этого я и взял такой пример, чтобы его не отягощал (запутывал) феномен волевых усилий. Только когда мы имеем в виду очень простые действия, мы можем надеяться, что имеем над ними власть своей воли (если они не вошли в привычку, о чем речь пойдет ниже).
К таким же простым проявлениям свободы выбора относится такое простое действие, как переход улицы. Но уже здесь все оказывается значительно сложнее. Когда, при переходе улицы, мы останавливаемся на красном светофоре и ждем зеленого или перебегаем улицу, невзирая на все цвета светофора — это тоже волевой акт, соответствующий нашим волевым намерениям. Мы имеем свободу выбора соблюдать правила дорожного движения или не соблюдать. Конечно мы знаем, что никто не обращает внимания на эти "ненужные" светофоры, но также еще мы знаем, что автомобиль — средство повышенной опасности. Но, несмотря на то, что мы привыкли нарушать правила дорожного движения — это не отбирает у нас свободы выбора, потому что нам известно о возможных последствиях нарушения этих правил. И переход улицы на красный свет является также актом свободного волеизъявления, несмотря на то, что мы не тратим никаких усилий на его совершение и наша воля здесь, вроде бы, не причем. И в этом случае у нас есть свободный выбор. Однако…
Под волей мы понимаем возможность свободно управлять нашими действиями. Воля проявляется там, где имеет место произвольность действия, т.е. когда мы можем что-либо делать или не делать. Однако, если мы решим с завтрашнего дня соблюдать правила дорожного движения, мы можем еще долго по привычке перебегать улицу на красный свет, лишь потом спохватываясь и коря себя, ведь мы "дали себе слово".

Что же такое привычка?

Если мы что-то делаем автоматически, не отдавая себе в этом отчета, мы называем это привычкой. Главный признак, характеризующий привычку — это инертность, когда мы решаем престать что-либо делать по привычке, то еще долгое время продолжаем это делать по привычке. Однако привычки изменимы, если есть на то достаточное желание.
Сила привычки в ее автоматизме, то есть, когда мы продолжаем что-то совершать, наперекор нашему свободному сознательному выбору. Эту проблему всегда можно решить, если придумать какой-нибудь искусственный способ, препятствующий этому автоматизму. Например, в случае перебегания улицы на красный свет, если мы попросим кого-то (кто ходит с нами достаточно часто) одергивать нас за рукав всякий раз, когда мы, по привычке, намереваемся перебежать улицу, то со временем мы перестанем нарушать это правило дорожного движения, если, конечно, не передумаем.
Что в этом случае происходит?
Само действие, перебегание улицы на красный свет, — не является полностью сознательным, мы это делаем автоматически, по привычке. Тем не менее, привычка перебегать улицу на красный свет, все равно, есть результат выбора: мы можем волевым образом прекратить совершать эти действия. И если это не получится сразу самостоятельно, то можем прибегнуть к каким-то техникам напоминания.
Привычки устраняемы, потому что они не являются результатом наших влечений.
Курение же, например, вовсе не является "вредной привычкой", чем его считают многие (если конечно речь идет не об эпизодическом курении за компанию). Если вы выкуриваете обычно пачку в день и решите не покурить часов шесть — у вас появятся самые настоящие "ломки", вам ОЧЕНЬ захочется курить. (В том то и разница, ведь если вы, в течение шести часов, хотя бы разок, не перебежите улицу на красный свет, у вас, сидя дома, не возникнет же непреодолимое желание вскочить, выбежать на улицу и перебежать ее на красный свет разок–другой — а за сигаретами вы побежите). Дело здесь в том, что курение — не привычка, а зависимость. Но пока ясно уже, что зависимость (или аддикция) отличается от привычки тем, что мы не можем по нашему выбору совершать какое-либо действие или не совершать. Если, мы что-то решили не делать по привычке, то можем еще продолжать это делать по инерции. Проблема здесь заключается лишь в том, что мы делаем это в результате только психологического автоматизма. Сигарету, многие из нас, тоже часто вынимают из пачки автоматически, по привычке, сами не отдавая себе в этом отчета. Однако, если мы попросим кого-то запрещать нам это делать (если мы решили не курить значительное время), "тяга" к курению, в конце концов, победит нас: мы либо "пошлем куда подальше" того, кто будет нам препятствовать закурить, или закурим в тайне от него (если, Вы, в самом деле, курите, а не "балуютесь").

Так в чем же разница между привычкой и зависимостью?

Привычка. Поведение, образ действия, склонность, ставшие для кого-н. в жизни обычными, постоянными.

С.И.Ожегов.
Словарь русского языка

Привычка является систематически повторяющимся действием, которое мы совершаем автоматически, (не задумываясь). Повторяемое действие, в момент его совершения, не осознается или осознается только частично. С привычкой бороться сложно, но вполне возможно, для этого лишь нужно иметь достаточную решимость и применять вспомогательные техники напоминания.
Корни привычки уходят в культурные традиции (например, в нашей стране пешеходы традиционно не соблюдают правила дорожного движения),
в воспитание (если вы при ребенке систематически нарушаете правила дорожного движения, он будет поступать также, несмотря на то, что вы будете "внушать" ему обратное),
в удобство (нам неудобно дожидаться, пока загорится зеленый свет),
в стиль жизни (суета большого города делает "необходимым" нарушать правила дорожного движения).
Но привычка не имеет в себе глубоких бессознательных корней, поэтому от привычки (если это привычка, а не зависимость) избавиться достаточно просто, по крайней мере вполне возможно, и без помощи специалиста, например, психолога.
Зависимость. 1. Отношение одного явления к другому как следствие к причине. З. рыночных цен от спроса. В зависимости от обстоятельств. 2. Подчиненность другим, чужой воле, чужой власти при отсутствии самостоятельности, свободы. Крепостная з. Быть в зависимости.

С.И.Ожегов.
Словарь русского языка

Итак, мы видим, что зависимость всегда подразумевает отсутствие свободы воли. Наше поведение в случае зависимости от чего-либо носит характер следствия, где причиной является то, от чего мы зависим.
Зависимость имеет глубокие бессознательные корни.
Разберем зависимость на примере алкоголизма — синдрома зависимости от алкоголя, как теперь выражаются врачи.
Вроде бы, мы видим налицо сходство признаков зависимости от алкоголя с просто привычкой:
Уходит ли традиция употреблять алкоголь в культурные традиции нашего общества? Без сомнения.
Влияет ли на формирование зависимости от алкоголя воспитание? Об этом знают все.
Является ли употребление алкоголя удобным? Конечно, я бы сказал комфортным, (по крайней мере, на первых стадиях опьянения). К тому же спиртное везде и всегда можно купить, это очень удобно.
Является ли употребление алкоголя стилем жизни. Конечно! Даже не буду это комментировать, никто это не станет оспаривать.
Именно этими причинами большинство людей объясняет формирование алкоголизма (и еще одной — посмотреть). Так-то оно так, но корни алкоголизма гораздо глубже.

Так почему же алкоголизм не является привычкой?

Если алкоголизм, уже алкоголизм, т.е. непреодолимое влечение к алкоголю — это не привычка по той очевидной причине, что никакие техники не способны воспрепятствовать актуализации влечению к алкоголю (ничто не помешает выпить, "тяга" оказывается непреодолимой).
Суть здесь вовсе не в том, что человек пьет по привычке, т.е. в следствие выше перечисленных причин (хотя и это имеет место), а в том, что его неотвратимо, "загадочным" образом тянет к алкоголю, и он ничего не может с собой поделать, или же он напивается как-то вдруг, незаметно для самого себя, как бы "нечаянно".
Именно вследствие этой "загадочной", можно сказать "мистической", тяги к алкоголю, человек и не может управлять своими поступками, рамки его свободы воли очень узки.
Справиться с "тягой" к алкоголю при алкоголизме таким же образом, как с повторяемостью в случае привычки (с помощью техник напоминания), невозможно. Например, если жена человека с алкогольной зависимостью где-нибудь на вечеринке, когда он уже "хватил лишнего", будет дергать его за рукав — всем известно чем это закончится, если она сразу не получит в глаз, то, по крайней мере, при известной ее настойчивости, будет скандал за столом, или муженек незаметно улизнет из-за стола, прихватив с собой что надо. И никакая техника напоминания не поможет.

Что мешает человеку, страдающему алкоголизмом справиться с "тягой" к алкоголю?

Узость рамок свободы воли. "Тяга" — это влечение, влечение исходит из бессознательного, а бессознательное не подвластно нашему Эго. Дело не в том, что человеку, страдающему алкоголизмом, не хватает, так называемой "силы воли". А дело в том, что воля человека, свободный выбор человека вообще, не распространяется на влечения. А алкоголизм - это и есть влечение к алкоголю. Влечения — это позывы, сигналы, идущие из глубин бессознательного. Эти сигналы бессознательного, конечно, можно игнорировать, но только какое-то время... Но потом нам становится невыносимо плохо.

Почему нам хорошо, когда нам хорошо >>>>>






ПРИМЕЧАНИЯ
Эго (Ego), Я. В современном употреблении термин Эго принято соотносить с более поздним фрейдовским определением Эго как одной из трех основных частей психического аппарата. Хотя Эго располагает сознательными компонентами, многие из его операций производятся на основе автоматических и бессознательных механизмов.
Новорожденный ребенок существует в недифференцированном психическом состоянии, из которого постепенно развивается Эго, которое занимает позицию между первичными влечениями, основанными на физиологических потребностях, и требованиями внешнего мира и служит посредником между индивидом и внешней реальностью. Важной задачей Эго является достижение оптимального удовлетворения инстинктивных стремлений с одновременным сохранением "добрых отношений" с внешним миром.
Не следует рассматривать Эго в качестве некоего антропоморфного (человекообразного, подобного отдельной личности внутри целокупной личности человека) исполнительного органа или как часть головного мозга. Скорее, этот термин отображает полезный способ осмысления базальных (основных, основополагающих, базовых) аспектов человеческого поведения.
Функции Эго многочисленны, и лишь немногие индивиды научаются использовать их в полной мере. Некоторые индивиды очень плохо функционируют в одних областях, но имеют явный успех в других (например амбициозные, энергичные, успешные руководители, не переносящие требований, ассоциирующихся у них с родительскими; или образованные и прекрасные ученые, до смешного не приспособленные в обыденной жизни). Кроме того, существуют люди, у которых заметные успехи достигаются благодаря нарушениям в сфере Эго (фанатичные параноики, способные зажечь миллионы людей своими бредовыми убеждениями). Таким образом, адаптация к реальности, будучи одной из важнейших функций Эго, может принимать самые необычные формы. (назад)
Считается, что алкоголизм наследуется генетически, т.е. передается по наследству. Мол, если папа пил — то и дети должны пить — от того, что папа пил. "Генетическая детерминанта" — красиво звучит, и сердито, и сразу все объясняет… Правда? Когда специалист ничего объяснить не может — удобнее всего все валить на гены (а точнее на папу). И матери пьющего сына удобнее все валить на мужа. И этому пьющему сыну удобно снять с себя всю ответственность и переложить ее на папочку–алкоголика. Всем хорошо и удобно: Врачу — которому удалось сделать умный вид. Матери алкоголика — которая сняла с себя всякую ответственность за воспитание своего ребенка. И самому пьющему "ребенку" тоже удобно. (Правда звучит это как приговор…) Вот только папочке не позавидуешь.
Но...
Во-первых, далеко не всегда в пьющей семье вырастают дети, страдающие алкоголизмом — это всем известно.
Во-вторых, ген алкоголизма пока не найден. (И, по моему мнению, никогда не будет найден.)
В-третьих, сомнительно искать ген заболевания "алкоголизм", который еще не факт, что является заболеванием. По крайней мере, медики из "Медицинского классификатора болезней 10-го пересмотра" (МКБ–10) алкоголизм как нозологическую единицу (болезнь) уже исключили, а вместо этого включили "синдром зависимости от алкоголя" (синдром — это лишь совокупность симптомов и ничего белее, медики используют термин синдром, когда ничего не знают об его этиологии, причинах возникновения).
В-четвертых, один ген не может передавать столь сложную и многообразную систему проявлений, которая имеет место быть при алкоголизме. (Сколько людей, страдающих алкоголизмом — столько и его видов. Как говорит мой коллега нарколог, алкоголизм не имеет клинической картины. А все известные генетически детерминируемые заболевания имеют вполне четкую клиническую картину, одинаковую для всех носителей гена совокупность проявлений.)
В-пятых, раз алкоголизм содержит в себе не только физиологическую основу, но в большей степени психологическую — значит проблемами генетической наследуемости алкоголизма должна заниматься не генетика, а психогенетика (наука о наследовании психологических особенностей человека). А психогенетика — наука молодая и очень сомнительная, она не обладает, и никогда не будет обладать, совершенными методами изучения развития человека с точки зрения наследования им определенных психологических признаков. По той простой причине, что одного и того же человека нельзя дважды "вырастить" в разных средах (человек — не горох — с изучения наследуемости фенотипических признаков которого Мендель открыл науку "генетика") . А близнецовый метод, который психогенетика использует как свой практически единственный исследовательский метод, дает весьма скудный материал по ряду непреодолимых причин (прежде всего потому, что очень мало близнецов).
По крайне мере, мне не известно ни одной, сколько-нибудь строгой, проведенной по правилам научного эксперимента, работы, однозначно доказывающей факт генетического наследования алкоголизма.
При формировании алкоголизма основное значение имеют психодинамические факторы (внутренние составляющие психики, формирующиеся в процессе развития человека и вступающие во взаимодействие с окружающим миром). А психодинамические факторы не наследуются. Никогда нельзя сбрасывать со счета социальную составляющую, а это не просто влияние семьи и улицы, а сложная система взаимодействий окружающей среды (экзопсихических факторов) и внутрипсихических (эндопсихических) факторов, которые, в свою очередь, накладываются на конституциональные особенности человека (тип нервной системы, особенности физиологии, особенности физического развития, в конце концов, этнические особенности и многое другое).
Обо всем этом подробнее я могу рассказать, уважаемые подписчики, в другом месте, если вас это заинтересовало — пишите, а пока вдаваться в подробности не входит в мои задачи. (назад)




© 2002 Александр Павлов, психолог