::a:: Психоаналитик.Ру: Статьи по детской психологии

:: Среди всех процессов, связанных с ограничениями, самые важные три: приучение к опрятности, запрет на мастурбацию и признание права на интимные отношения родителей без ребенка.



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация полоролевая (гендерная)
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Контрперенос (контртрансфер)
: Конфронтация
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссизм первичный
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невроза причина
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Отыгрывания в психоанализе
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Прафантазии
: Превращение в противоположное
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Проективная идентификация
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Расщепление
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Случай меленького Ганса
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Сублимация
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго интегрированное
: Супер-Эго нормальное
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго строгое
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Триангуляция
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эго-идеал
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс негативный
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс сильный
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эмансипация
: Эмпатия
: Энантиодромия
: Эндорфины (гормоны счастья)
: Эффект Зейгарник

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Когда говорят о школьной дезадаптации

                                             

Когда говорят о школьной дезадаптации, прежде всего, подразумевают плохую успеваемость или "плохое" поведение ребенка. Школа – социальный институт, имеющий определенную функцию, обучение детей. Следовательно, все то, что не соответствует этой функции или ей препятствует, считается дезадаптацией к этому институту, т.е. к школе. Между тем, школа, это место, где ребенок должен провести ни много, ни мало 11 лет, и, весьма желательно, чтобы эти годы были для него достаточно счастливыми. Мы, взрослые, чрезмерно идеализируем детство и, в особенности, школьные годы. Память человека избирательна, особенно в отношении ранних периодов жизни. Между тем, специалистам, работающим с детьми, нередко приходится сталкиваться с тем, как порой тяжелы оказываются для ребенка школьные годы.

Что же такое, адаптация к школе?

Прежде всего, это когда ребенок охотно идет в школу. И первый раз в первый класс, и через год, и через три. Некоторое снижение мотивации к учебе может наблюдаться лишь в подростковом возрасте: когда, как говорят, играют гормоны, может, знаете ли, быть и не до учебы – это нормально (конечно в разумных пределах).

Первый раз в первый класс, как правило, все дети идут с охотой. Нежелание идти в школу может появиться с первыми трудностями в обучении, но чаще всего это бывает следствием несложившихся взаимоотношений со сверстниками или учителем. Поэтому надо всегда помнить, что далеко не всегда нежелание ходить в школу связано с нежеланием учиться. Также как и желание ходить в школу не то же самое, что желание учиться. В подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость никак не зависит от умственных способностей ребенка.

Другой проблемой является "плохое" поведение ребенка. Чаще всего кажется, что хорошая успеваемость является следствием "хорошего" поведения. Складывается мнение, что ребенок хорошо учиться, потому что "хорошо" себя ведет. Часто оказывается именно так. Но надо ли прибегать к "палочному методу" для того, чтобы заставить ребенка "хорошо" себя вести? Ведь, чаще всего, "плохое" поведение бывает своеобразным протестом на сложившуюся в школе или семье ситуацию и никак не связано с его желанием (или нежеланием) учиться. Тем более бывает недопустимым снижение оценок за успеваемость из-за плохого поведения ребенка! Дети, возмущающие спокойствие в классе, часто недолюбливаются учителями, если не сказать больше, что запускает порочный круг школьной дезадаптации.

Не менее трагичной бывает ситуация, когда ребенок хорошо учиться, даже на отлично, и даже, является любимчиком учителя. Такие дети часто оказываются изгоями в классе, хотя и не вызывают беспокойств ни у учителя, ни у родителей. Это тихие страстотерпцы, претерпевающие муки школьной дезадаптации на радость маме и учителям. Такие дети оказываются распятыми на школьной доске почета на всю школьную жизнь.

Из краткого обзора вариантов школьной дезадаптации легко можно сделать вывод, что она может вызываться индивидуальными особенностями ребенка, взаимоотношениями внутри семьи и условиями в школе. Почти всегда все эти факторы очень плотно переплетены и взаимосвязаны.

Важно отдавать себе отчет в том, что средняя школа и является той самой "школой жизни", которая закладывает не только учебные знания и умения, которые пригодятся во взрослой, прежде всего профессиональной деятельности, но и отношение и к знаниям, и к будущей профессиональной деятельности, формирует стиль взаимоотношений с людьми, умение уживаться с окружающими, дружить и, в конце концов, способность любить и быть любимым. Все что будет дальше: успешная учеба в институте, престижная и любимая работа, крепкая и здоровая семья – является, в конце концов, результатом того, адаптировался ли ребенок к школе, и как быстро и гармонично произошла эта адаптация.

Успешность в жизни взрослого человека на 99% зависит от его успешности в школьные годы. Под успешностью в школе надо понимать не только хорошие оценки и "примерное" поведение, а, прежде всего, как ребенок сумел вписаться в коллектив одноклассников и насколько был признан школьными учителями. А гармоничность и своевременность школьной адаптации зависит от того, как удалось ребенку адаптироваться в дошкольных учреждениях. Домашний мальчик с большой вероятностью будет иметь проблемы с адаптацией в школе. Не меньшее значение имеют особенности взаимоотношений в семье и, прежде всего, с матерью в раннем детстве (см. Тихие дети).

::

Когда ребенок поступает в школу, родители, во многом, теряют свое главенствующее значение в воспитании ребенка: самым значимым для него теперь должен стать первый учитель, а в подростковом возрасте сверстники и те, уникальные в своем таланте педагоги, которым удается поддерживать взаимопонимание с подростком (чаще это бывают не школьные учителя, а руководители спортивных секций или кружков). Но до школы все находится в руках родителей и, что посеешь до шести лет, то и пожнешь в школе. Ребенок, выросший в среде здоровых семейных отношениях сумеет адаптироваться даже к тяжелым условиям в плохой школе.

Что же нужно ребенку?

Прежде всего, любовь и одобрение его достижений со стороны родителей. Для того чтобы уверенно шагнуть в сложные школьные взаимоотношения ребенок должен достаточно уверенно себя чувствовать. Но уверенность в себе не рождается ниоткуда, а является результатом опыта внутрисемейных отношений. Для того чтобы ребенок мог творчески развиваться, за что его можно было бы хвалить, — ему должно быть многое позволено делать самому. Родителям придется, не раздражаясь, распутать много шнурков, прежде чем он научиться их завязывать, выбросить кучу разбитых тарелок, прежде чем он научиться относить их в мойку и мыть, в конце концов, не экономя на стиральном порошке, перестирать гору испачканных джинсов, прежде чем он научиться бегать. Ощущение успешности начинается очень рано, со счастливых глаз матери, когда ребенок "так хорошо кушает" (даже в том случае, если он ест "отвратительно", ведь он ничего не знает о калориях!). Ребенку важнее воздуха счастливые глаза матери и гордость отца, и только это закладывает уверенность в себе у маленького человека, которая является залогом уверенности в себе в течение всей его жизни. Ребенок, недополучивший восхищенного взгляда матери может иметь не только проблемы с обучением в школе, но и хронические депрессии в течение всей жизни.

Но это не значит, что надо захваливать и заласкивать ребенка, он должен всегда преодолевать трудности, соответствующие его возрасту, он должен быть стимулируем к творчеству. Примерно к пяти годам, если удалось достичь здорового психического развития, можно относиться более критично к достижениям ребенка. Чрезмерно завышенная самооценка будет слишком большим препятствием обучения в школе. В конце концов, критичность к себе ребенок может приобрести тоже только через родителей: критика учителя и сверстников для ребенка, который получал только одобрения, может оказаться чрезмерно травматичной. Удачи и неудачи в творческом пути маленького человека являются исключительно субъективным явлением, и задачей родителей является мягко и постепенно приблизить эту оценку к объективной. Насколько важна завышенная самооценка в раннем возрасте, настолько она будет мешать учиться.

Но ребенок никогда не захочет двигаться в сторону преодоления трудностей и творческого развития, если в этом не будет необходимости. Но ребенка нельзя заставить развиваться, для этого лишь можно создать условия. Ребенок зарождается в теле матери в физиологическом единении. После родов он физически отделяется от матери, оставаясь с ней слитным психологически. Мать становится продолжением его самого, что наделяет ребенка фантазией всемогущества, т.к. в младенчестве все его желания незамедлительно исполняются (и обязательно должны незамедлительно исполняться!). Иллюзия собственного всемогущества длится столько, сколько этому находится подтверждений у ребенка, а мать является продолжением его самого столько, сколько она беспрекословно и незамедлительно выполняет все его требования. Единственной врожденной потребностью ребенка является получение удовольствия, и ребенок стремиться только к бесконечному удовольствию. Творческая работа, к чему относится и обучение в школе, не является инстинктивно обусловленной и врожденной; получение удовольствия от творчества и работы является результатом сложного процесса трансформации инстинктивных стремлений, сублимации. Если учебный процесс не является сублимированной потребностью, а внезапно врывается в жизнь ребенка в качестве категорического императива, ребенок не сможет получать удовольствия от обучения, а значит, не сможет успешно учиться. Для того чтобы придти к необходимости получения удовольствия от сублимированной деятельности, ребенку придется частично отказаться от инстинктивной и пройти через череду разочарований и отказов. Ему придется обнаружить, что мама существует не только для него, что у мамы есть интимные отношения с папой, в которые он не допускается и, что мама иногда отдает предпочтение папе. Ему придется смириться, что не все его желания исполняются и одобряются. Возможно, ему придется смириться со страшным открытием, что папа и мама любят не только его одного, но еще и брата или сестру. Что к нему предъявляют некоторые требования и ограничения.

Среди всех процессов, связанных с ограничениями, пожалуй, самые важные три: приучение к опрятности, запрет на мастурбацию и признание права на интимные отношения родителей без ребенка.

Приучение к горшку не должно быть насильственным, а радость родителей от "подарка" в горшке должна быть безграничной. Надо помнить, что когда ребенок делает это в горшок, он делает это вовсе не потому, что принимает культурные требования, которые ему совершенно чужды и непонятны, а совершает первый в своей жизни альтруистический поступок во имя любви к своим родителям. Он дарит Вам часть себя! Как это не покажется парадоксальным, но чем естественнее произойдет приучение к горшку, чем выше оценят родители каждый "подарок" ребенка, тем проще у него произойдет адаптация к сверстникам в школе, тем проще ему будет без страха и агрессии налаживать новые взаимоотношения, найти друзей, а, в дальнейшем, свою любовь и создать семью. Тогда он сможет принять подарок от своей любимой, своего ребенка, или она сможет подарить ребенка своему любимому. Дело в том, что отношение родителей к "подаркам" в горшке формирует первоначальную способность к альтруизму и выражению любви, обеспечивая чувство приятия со стороны окружающих и уверенность в себе. Инстинктивная деятельность, связанная с дефекацией, благодаря этому, сможет быть направлена в "нужное русло", без задержек и фиксаций (см. Анальная фиксация). Важным следствием "мягко" пройденного приучения к опрятности является развитие творческих способностей в области искусства.

Детский онанизм часто очень пугает родителей (а, возможно, в большей степени их пугают "морализованные" воспитательницы детских садов, которым хочется считать, что дети – это кастрированные ангелочки). Надо помнить, что дети — это, всего лишь, маленькие люди. Конечно, нельзя поощрять детскую мастурбацию, но репрессивные меры здесь недопустимы. К сожалению, не существует универсального совета, как поступать, если ребенок мастурбирует. (А мастурбируют все дети, и, если ребенок никогда не мастурбировал – это весьма тревожный признак!) Главный принцип, которым надо руководствоваться – не прибегать к фантастическому устрашению ("будешь трогать – отвалится") и категорическому осуждению ("трогать здесь противно"). Воспитание ложью никогда не может быть успешным (ведь не отвалится же, и трогать там приятно). Надо отдавать отчет, что мастурбация ребенка выражает противоречие между приятными ощущениями в области гениталий и невозможностью выполнять репродуктивную функцию. В результате такого конфликта у ребенка скапливается огромное количество нереализованной энергии (либидо), которую, в случае "мягкого" запрета оказывается возможным перенаправить в "нужное" русло, а именно, в область познавательной сферы и обучения. Если "перестараться", тревога, возникшая в результате страха перед мастурбацией, хотя, возможно, и поставит точку в этом "недостойном" занятии, окажется значительным препятствием не только в будущей сексуальной жизни, но будет преследовать и в других видах деятельности, возможно, в течение всей его жизни. Именно после успешного решения вопроса мастурбации у ребенка открывается мотивация к познанию и обучению (сублимирование генитального инстинктивного влечения).

И конечно, очень важная и самая сложная проблема, которую должен решить для себя ребенок, это то, что родители существуют не только для него, но и друг для друга и каждый сам для себя (это всем известный эдипов комплекс). Маленький ребенок не только полностью зависим от родителей, он психически не в состоянии самостоятельно обнаруживать собственного существования. Мать для маленького ребенка как солнышко, которое своими лучами освещает его, и без него ребенок в темноте, невидим и не существует. Если это солнышко будет светить постоянно, ребенок будет в удовольствии нежиться в его лучах. Такое беспрестанное удовольствие лишает ребенка стимула к развитию и называется симбиотическим удовлетворением. Если же ребенок будет обнаруживать, что иногда это солнышко отворачивается от него, чтобы предпочесть другого, а именно его папу, ребенку придется с ним "конкурировать". Для этого ребенку ничего не остается, как стараться подражать папе, чтобы стать похожим на него и привлечь внимание мамы. Иногда ребенок будет "разочаровываться" в маме и отдавать предпочтение папе, "конкурируя" с мамой, и эта смена предпочтений будет повторяться множество раз, пока мальчик окончательно не выберет маму, а девочка – папу. Все это обеспечивает необходимость совершенствования и развития в конкуренции за любовь и внимание. (Это очень похоже на саморегулируемые рыночные отношения в противовес застою социализма с одним большим папой, который всех безмерно любит.) Очень важно и то, что в этой ситуации для того, чтобы "заслужить" любовь родителей ему приходится, с одной стороны, выполнять их требования, с другой стороны, подражая, принимать их образ жизни, убеждения и, вообще, всячески подражать (идентифицироваться). Это создает условие для формирования здорового Супер-Эго (сознательную часть которого мы называем совестью), социальноприемлемых жизненных принципов и идеала-себя. Если ребенок в процессе проживания периода эдипова комплекса, который, аккурат, заканчивается перед школой, удачно формирует Супер-Эго, он приобретает внутреннюю необходимость соблюдать социальные нормы, включая школьные требования (если, конечно, родители не вели себя как тот мулла, который говорит, то, что сам не делает). Тогда ребенок будет иметь внутреннюю потребность послушания перед учителями, и позволит им стать для себя авторитетом, что является необходимым условием успешного обучения. Тогда ребенка будет "мучить совесть" за несделанное домашнее задание, а не страх перед гневом учительницы, которую, конечно, он, со временем, научиться обманывать.

Перевод инстинктов в их сублимированные производные, собственно говоря, и является воспитанием и необходимой психологической подготовкой к школе, для того, чтобы обучение проходило не из-под палки, а являлось потребностью и доставляло удовольствие и удовлетворение. Когда обучение в школе проходит без особых трудностей и доставляет удовольствие — это и есть пресловутая психологическая готовность к школе.

А как же интеллектуальная подготовка к школе?

В самом деле, современная школа предъявляет столь высокие требования к "поступлению" ребенка в первый класс, что, порой кажется, что экзамен в институт, по сравнению с "экзаменом" в первый класс – сущий пустяк. Но надо отметить парадоксальное явление, что высокоинтеллектуально развитый ребенок очень скоро может оказаться в школе среди отстающих из-за своей отличной подготовки к школе. Ведь способный и интеллектуально подготовленный к школе ребенок с первых уроков начинает почивать на лаврах, получая похвалу учителя и восхищенные взгляды одноклассников, ведь он уже знает и умеет все. Обучение превращается в сплошной праздник собственной гордости. Ситуация особо усугубляется, если ребенок способен все "схватывать налету", тогда ему вовсе не требуется прикладывать никаких усилий. Маленькому ученику еще трудно уловить ту грань, когда заканчиваются его знания, полученные еще до школы, и ему еще неизвестно, что обучение в школе – это, прежде всего, труд. Тем большей травмой для него оказывается первое недовольство ранее хвалящей его учительницы. Чаще всего это бывает воспринято, что учительница больше не любит его, придирается к мелочам, отдает предпочтение кому-то другому. Это может надолго отбить желание ходить в школу. Как говорится, горе от ума.

::

Дети являются продолжением наших неисполненных желаний и амбиций, и всем нам хочется, чтобы наш ребенок оказался самым лучшим, может быть даже, вундеркиндом. Но лучше ребенку оставить время для его детства и не торопить время, перегружая его интеллектуальной подготовкой к школе. Везде нужна мера. Между прочим, большего в жизни, по статистике, достигают хорошисты и уверенные троечники, а самым важным достижением круглого отличника в его жизни, нередко, оказывается лишь школьная доска почета и безвозвратно потерянное детство.

В чувстве меры нельзя отказать группам подготовки к школе в детских садах. Воспитатели работают по специальным программам, специально разработанным к требованиям наших средних школ. Но главное не только это, ребенок, посещающий детский сад не испытывает стресса при адаптации к одноклассникам в школе, работа в группе для него является тоже делом обыденным, подчинение взрослым и признание авторитета учительницы у него плавно перетекает из уже состоявшихся взаимоотношений с воспитательницей детского сада, без страха и без протеста. Поэтому мы выступаем сторонниками посещения детского сада, хотя бы год перед школой. Но если вы являетесь категорическим противником детского сада, ребенку все же следует походить в группы подготовки к школе, хотя бы для того, чтобы научиться учиться в коллективе и взаимодействовать со сверстниками, в том числе и с "плохими" мальчиками, которые обязательно будут в любом классе. К сожалению, слишком часто ребенок не хочет ходить в школу или не может учиться именно потому, что не в состоянии наладить отношения со сверстниками и адаптироваться к требованиям учителя, а вовсе не из-за интеллектуального отставания. Посещение таких групп даст возможность Вашему ребенку опробовать способности к формированию хороших взаимоотношений с окружающими, и, если ему не будет это удаваться, – не замедляйте с помощью психолога. Вероятнее всего, как сложатся у ребенка отношения в первом классе, какую он займет иерархию в классе – так и будет на протяжении всей его учебы, и исправить что-либо будет уже сложнее.

Мы всегда должны помнить, что школа и семья существует для ребенка, а не ребенок для школы, а его достижения – на радость родителям. Адаптация к школе – один из самых сложных и ответственных этапов в жизни ребенка, перипетии которого часто не видны за цветами праздника 1-го сентября. И первоклассник еще слишком мал, чтобы преодолевать школьные трудности в одиночку. Еще все зависит от нас, взрослых, от нашей поддержки, от участливости первого учителя и внимания родителей. Будущее ребенка находится в наших руках, а от него самого еще ничего не зависит.

 

читайте также:
 
Психотоксическое воздействие родителей
 
Тихие дети: интроверсия и аутизм
 
Воспитание
 
Регрессия либидо, задержка и фиксация
 
Эдипов комплекс: взгляд на родителей.
 
Превращение пассивности в активность и наоборот: о значении пениса для мальчика
 


 





примечания

Ребенок ничего не знает о калориях. Когда он не хочет есть, это может означать, что у него дефицит любви, а не жиров и углеводов. Если ребенок очень хорошо ест, настолько хорошо, что его приходится ограничивать – возможно, он уже научился заменять любовь матери едой. Есть много заменителей любви матери. Конечно, лучший из них – героин, это тепло счастливых глаз матери, которых он никогда не видел.

назад
	
	

Госпитализм. Именно вследствие отсутствия заботы матери или лица ее замещающего имеет место сильное отставание психического развития у детей, выросших в домах малютки. Такое отставание в развитии, не связанное с функциональными особенностями мозга, получило в психоанализе название госпитализм (термин ввел американский психоаналитик Рене Шпиц).

назад