::a:: Психоаналитик.Ру библиотека

:: Все те из нас, кто лечит с помощью психоаналитически ориентированной психотерапии или психоанализа, ясно понимают, что симптомы и черты характера, на которые жалуются наши пациенты, это компромиссные образования, возникшие на основе психических конфликтов, зарождение которых следует искать в инстинктивной жизни детства

 
О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
 
 
Психология:
мифы и реальность
 
 
Как работает психоанализ
 
 
Депрессия:
взгляд со стороны
 
 
Депрессия:
взгляд изнутри
 
 
Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
 
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
 
Ключевые понятия психоанализа
 
 
Взрослым о детях
 
 
Библиотека
 


  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аффект
: Воспитание
: Вытеснение (репрессия)
: Героин (диацетилморфин)
: Госпитализм
: Гуманистическая психотерапия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Извращения
: Изоляция
: Инстинкт смерти
: Интеллектуализация
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобический синдром)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Компромиссное образование
: Либидо
: Маслоу Абрахам Харальд
: Морфин (морфий)
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Опийный мак
: Отрицание
: Пансексуализм в психоанализе
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Позитивный и негативный эдипов комплекс
: Превращение в противоположное (энантиодромия)
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Психический (интрапсихический) конфликт
: Психогенная (реактивная) депрессия
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Реактивное образование
: Регрессия
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Учебный психоанализ
: Фантазия
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Эго (Ego, Я)
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эндорфины (гормон счастья)

 

 
 
E-mail-толкование сновидений
 
 
Можно ли научиться пить в меру?
 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Общество психоаналитической психотерапии
 
 
Институт практической психологии и психоанализа
 
 
Другие статьи
 
 
Полезные ссылки
 

 

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
Часть 5 (Невроз и характер)

                                 

Когда же компромиссное образование нормально, а когда - патологично? Когда оно является невротическим симптомом или чертой характера, а когда - аспектом психического функционирования, заслуживающим того, чтобы называться нормальным?

Ответ на этот вопрос не прост. Хотя, думаю, можно сказать здесь следующее. Компромиссное образование должно считаться нормальным, если: позволяет в достаточной мере получить приятное удовлетворение инстинктивного импульса; сопутствующие тревога и депрессивный аффект не очень сильны; торможение функции в результате действия защитных усилий индивида не слишком велико; используется не очень сильное самонаказание и самоповреждение; не возникает слишком серьезный конфликт с окружением, т.е. в основном с теми людьми, с которыми человек контактирует в жизни. Компромиссное образование заслуживает определения "патологическое", если, наоборот: не приносит достаточно приятного удовлетворения; имеется слишком много неудовольствия; чрезмерно заторможена функция; очень велико самоповреждение/самонаказание; слишком сильны трения с окружением.

То, что я до сих пор имплицитно говорил о компромиссных образованиях, я хотел бы ясно теперь высказать. Все, что есть сознательного в нашей душевной жизни, все, что действительно важно и интересно для нас в наблюдениях за психическим функционированием других, - все это есть компромиссное образование как результат возникших в детстве конфликтов, спровоцированных неудовольствием, возникшим в связи с инстинктивными желаниями. Нормальные и патологические компромиссные образования составляют все, что мы считаем важным в душевной жизни.

Ни один психоаналитик не сомневается в важности компромиссного образования при психическом заболевании. Все те из нас, кто лечит с помощью психоаналитически ориентированной психотерапии или психоанализа в узком смысле слова, более или менее ясно понимают, что симптомы и черты характера, на которые жалуются наши пациенты, это компромиссные образования, возникшие на основе психических конфликтов, зарождение которых следует искать в инстинктивной жизни детства. Я не ожидаю единодушного согласия с утверждением, что все, относящееся к нормальной душевной жизни, также состоит из компромиссных образований, берущих начало в детских инстинктивных желаниях.

Думаю, одна из причин возможного несогласия заключается в том, что психоаналитический метод меньше используется и меньше подходит для изучения нормальных психических феноменов, чем для патологических. Никто не собирается лежать на кушетке в течение 50 минут по пять раз в неделю и говорить обо всем, что приходит в голову, незнакомому человеку без достаточно веского для этого повода. Насколько мы знаем, единственно серьезный побудительный мотив к этому - невротическое страдание и надежда на облегчение или излечение. Что позволяет использовать психоаналитический метод для изучения нормальных психических феноменов, так это нормальность многих сторон душевной жизни наших невротических пациентов, и в процессе анализа временами появляется шанс узнать больше о нормальных феноменах, чем с помощью других методов. Сам Фрейд при изучении снов, неверных действий и ошибок пришел к оценке их как своего рода границы между нормой и патологией. Вот почему он называл неверные действия и ошибки примерами психопатологии обыденной жизни. Думаю, можно сделать несколько шагов дальше в этом направлении, что я и постараюсь проиллюстрировать.

Пример. Сорокалетний акушер был старшим из шести детей. Все его братья и сестры, как и он сам, родились в сельском доме, где его родители жили, когда он был ребенком. Каждые роды становились большим событием, сильно его интересовавшим, но присутствовать при родах ему не разрешалось, хотя наблюдение за рождением животных было обычным для него занятием с ранних лет.

Таким образом, выбор пациентом профессии оказался нормальным аспектом психического функционирования, удовлетворявшим возникшее в раннем детстве желание наблюдать за родами матери. Этим также удовлетворялось его детское желание превзойти своего отца, который всегда почтительно относился к доктору, посещавшему мать во время ее многочисленных родов, и активно ему помогал. Этот выбор был также связан с тревогой и депрессивным аффектом, сопровождавшими детские инстинктивные импульсы. Как акушер он всякий раз, когда рождался очередной младенец, чувствовал свою компетентность и испытывал самоуважение, а не чувство незначительности и бесполезности, какое ощущал, будучи мальчиком.

Выбор профессии включал также защиты против детских желаний. Ни одна из женщин, которых он наблюдал во время их родовых мук, не была его матерью и ни один из обращавшихся к нему за помощью мужей не был его реальным отцом. Ревность и кровожадные детские желания держались под контролем благодаря его доброжелательности к пациенткам и полезности для них. Короче говоря, его выбор профессии был именно формой компромиссного образования, созданного тем же способом, как и обсессивный симптом у описанного мною выше юноши, который проверял газовые краны всякий раз, уходя из дома.

конец




© Charles Brenner, M. D.
© перевод с англ. А. А. Портновой, 2000 Институт практической психологии и психоанализа


примечания

Сеттинг. Условия проведения психоанализа 5 раз в неделю по 50 минут на кушетке - таковы требования классического психоанализа (Фрейд работал сначала с пациентами 6 раз в неделю). Современный психоанализ не предъявляет столь жестких требований к сеттингу - сегодня достаточным считается проведение 3-х сессий (посещений) в неделю по 50 минут (однако, чем выше частота, тем выше эффективность). Допускается также проводить 2 сессии в неделю не на кушетке, а в кресле (лицом-к-лицу). Посещение реже 3-х раз в неделю формально считается не психоанализом, а психоаналитической психотерапией. Допустимо посещение и реже 2-х раз в неделю, однако встречи реже 1-го раза в неделю сильно снижают эффективность психоаналитического взаимодействия. Если у пациента нет возможности посещать психоаналитика часто - возможно увеличение продолжительности встреч до нескольких часов. Выбор конкретного сеттинга зависит от возможностей пациента и показаний. - А.П.

назад
	
	

Учебный психоанализ. Бреннер упускает из виду, что изучение, так называемых, нормальных психических феноменов возможно в процессе тренинг-анализа кандидатов в психоаналитики. Дело в том, что любой кандидат в психоаналитики, перед тем как приступить к собственной практике, проходит многолетний личный анализ, который называется учебным. Конечно Бреннер неспроста забыл об этом. Ведь понятие нормы весьма относительно. Как бы не хотелось кандидатам в психоаналитики считать их психоанализ учебным - он всегда является, прежде всего, лечебным. Доктор, излечись сначала сам! А как же иначе? Да и сможет ли помочь больному доктор, здоровый от рождения?.. Поймет ли? Увидит? Сможет? (Да и кто здоров от рождения?..) - А.П.

назад
	
	

© примечания Александра Павлова 2004


:: Публикуется с разрешения администрации Института практической психологии и психоанализа
® Все права защищены. Любая перепечатка и размещение, в том числе в электронном виде, возможна только с письменного разрешения
:: Design © eleusis 2002 by WOweb
:: Google

	  

+7 (495) 055-65-97

help@psychoanalyst.ru
 

:: Автор сайта:
Александр Павлов
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт
Татьяна Реброва
практикующий психолог
психоаналитический психотерапевт

 Контакты, цены,
 запись на прием
(г. Москва)
 

:: О психоанализе:
как проводится психоанализ и как это помогает
: Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?
: К какому виду психотерапии относится психоанализ?
: Как проводится психоанализ?
: О происхождении депрессий и невротических заболеваний
: Как помогает психоанализ?
: А что делает психоаналитик?
: Лечение правдой

:: Психология:
мифы и реальность
: Психиатры и психологи:
в чем разница?
: О страхе сойти с ума
: Почем нынче мудрый совет?
: Мудрость сказки
: Неизвестный психоанализ
: Есть ли в Москве психоаналитики?
: Лечить или помогать?
: Психотерапевты и психологи:
в чем разница?

:: Как работает психоанализ
: Лечение разговором
: Пережить, чтобы забыть
: Как работает гипноз
: Узники совести
: Весь психоанализ в двух примерах

:: Депрессия:
взгляд со стороны
: Своя депрессия глазами других
: "Чужая" депрессия
: Как трудно быть рядом!
: Немой крик
: Лекарство от депрессии

:: Депрессия:
взгляд изнутри
: "Беспричинная" депрессия
: Печаль и меланхолия
: Неизвестное горе (скоро)
:: Лечение депрессией
: Роберт Столороу – современный  психоанализ (скоро)
: Страх перед депрессией (скоро)
:: Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
: Сопротивление классическому психоанализу
: Современный психоанализ – психоанализ сопереживания

:: Эдипов комплекс по Фрейду
: Зарождение Эдипова комплекса
: Негативный Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эдипов комплекс у девочек

:: Ключевые понятия психоанализа
: Либидо
: Инстинкт смерти, предшественники
: Инстинкт смерти по Фрейду
: Идентификация с агрессором

:: Взрослым о детях
: Наши кошмары первых дней жизни
: Когда говорят о школьной дезадаптации

:: Зигмунд Фрейд
Положение о двух принципах психической деятельности
: Принцип удовольствия
: Положение о двух принципах психической деятельности

:: Чарльз Бреннер
Роль психического конфликта в душевной жизни
: Влечения
: Тревога и депрессия
: Защита и Супер-Эго
: Норма и патология
: Невроз и характер

:: Скачать
: Зигмунд Фрейд
Печаль и меланхолия

::